Премьера в Тверском академическом театре драмы: Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным»(16+). Перенести классику английской драматургии на тверскую сцену доверили питерскому режиссеру Борису Гуревичу, который три года назад делал для Театра драмы постановку «Дачной лихорадки» Гольдони. Как и в прошлый раз, из Петербурга приехала целая постановочная команда: хореограф Надежда Калинина, художник-постановщик Надежда Брянцева, художник по свету Татьяна Демина, музыкальное оформление сделал Владимир Бычковский… Новая сценография, интересное прочтение известной пьесы – кажется, участников постановки можно поздравить с очередной творческой удачей.

На самом деле это была, как мне кажется, сложная задача. Пьесы Оскара Уайльда – довольно специфическая драматургия. Прежде всего, такое впечатление, что сам Уайльд сочинял их не для сцены, а для чтения вслух. «Как важно быть серьезным» — самая, пожалуй, намеренно усложненная по языку пьеса, буквально переполненная афоризмами, парадоксами, максимами, адресованными не праздному зрителю, а понимающему знатоку уайльдовской эстетики. Неслучайно же Хью Оден называл эту пьесу «словесной оперой». Действие пьесы уступает развитию диалога, нужно следить не за тем, что происходит на сцене, а внимательно «ловить» авторские парадоксы. Все эти «у настоящего джентльмена никогда не бывает денег», «в семейной жизни втроем весело, а вдвоем скучно», «единственный способ вести себя с женщиной — это ухаживать за ней, если она красива, или за другой, если она некрасива» и десятки, если не сотни афоризмов, изрекаемых персонажами пьесы, явно сочинялись не для того, чтобы помочь зрителю следить за сюжетом.
Сюжет «Как важно быть серьезным», скажем прямо, слабо соотносится с знакомыми реалиями. Вот, скажем, чеховские пьесы, где герои пьют чай на дачной веранде, и мы тоже пьем чай на дачной веранде, и сразу их понимаем. «Как важно быть серьезным» — история двух сибаритствующих молодых людей, жителей Лондона, светских повес, которым на рубеже тридцатилетия вздумалось жениться. Теперь они ищут подходящую партию, и сватаются к девушкам, попадая в комичные и почти водевильные ситуации. Девушки, в общем, не прочь замуж, но очень хотели бы, чтобы мужья носили изысканное имя Эрнест (название пьесы Уайльда можно вольно перевести и «Как важно быть Эрнестом»). В итоге потенциальные женихи вынуждены обманывать, скрывать, придумывать себе несуществующих братьев и больных родственников. И даже то, что оба главных героя (Джек Уординг в исполнении Сергея Бескакотова и Алджернон Монкриф в исполнении Никиты Бахметьева) большую часть времени носят парики, скрывая и свои истинные намерения, и настоящий цвет волос – еще одна красноречивая деталь.

Пожалуй, главная удача постановки – решение режиссера занять в главных ролях молодых актеров – ведущего актера театра Сергея Бескакотова и молодого артиста Никиту Бахметьева. Никита Бахметьев прежде появлялся в спектаклях в небольших ролях – юродивый Митяй в «Невольниках», безымянный солдат в «Василии Теркине», Хуан Жаннеро в «Аргентинских страстях» и др. Самый «крупный» образ артисту в театре до этого доставался лишь в «Привидениях» Ибсена на камерной сцене. В роли Алджернона Монкрифа Никита развернулся и показал, на что способен. Замечательная пластика, органика, несомненный комический талант, умение тонко чувствовать настроение зала и не переигрывать, вызывая симпатию к своему, скажем так, не очень по-человечески приятному герою – из всех работ Никиты Бахметьева, которые я видел прежде, это лучшая его роль. Он сыпет шутками, интригует, высмеивает свою тетушку, совершает отчаянные прыжки и кульбиты, танцует и находится в постоянном движении. Он становится настоящим энергетическим центром всего действия – яркий, темпераментный, талантливый актер. Великолепные роли получились у молодых актрис Яны Голубевой (Гвендолин Ферфакс) и Дарьи Осташевской (Сесили, воспитанница Уординга). Отлично справился с работой Алексей Майский, который появляется в спектакле в четырех ролях – сначала как дворецкий Лейн, потом как слуга в поместье Уординга Мерримен, потом как садовник Мольтон и в самом финале появится в ложе в образе самого Оскара Уайльда, зачитывающего авторский текст.
Интересным получилось и сценографическое решение (заслуженный художник РФ Мария Брянцева): некие условные «английские» интерьеры и пейзажи с викторианскими диванами, качелями, клумбами, бесконечными чаепитиями. И даже игрушечный паровозик, который ездит туда-сюда не просто добавляет аутентичности, но и придает дополнительный драйв (которого, впрочем, и так хватает: два действия спектакля проходят весьма динамично). Борис Гуревич и его коллеги сделали хорошую постановку уайльдовской пьесы, хотя трудно представить, чтобы сам Уайльд, сноб, эстет, денди и декадент, мог предположить, что его пьеса когда-нибудь будет поставлена в Твери! Ведь это не просто «легкомысленная пьеса для серьезных людей», а тонкая ирония, направленная против социального ханжества, когда следует кого-то изображать из себя, выдавать себя за другого, хвалиться достижениями, которых на самом деле нет – разве это не черта нашего времени? И в этой точке «Как важно быть серьезным» перестает быть «вещью в себе», герметичным творением английского аристократа, и становится понятной и близкой и нам.
Фоторепортаж Руслана Чечина: