Главная новость в мире кино этой недели – конечно же, завершившийся 26 мая 66-й Каннский кинофестиваль. Он наделал много информационно-позитивного (с точки зрения критики) шума по банальной причине: председатель жюри Стивен Спилберг со своей командой сделал ход конем. В Каннах ведь так ценятся умные стратегии присуждения наград, хотя организаторы и стараются максимально отстраниться от политики.
Спилберг, американский режиссер-гигант, известный масштабным размахом режиссерской мысли и ее воплощения, казался предсказуемым в отношении к авторскому кино, тем более – фестивальному. Но предсказания не сбылись. Жюри, как оказалось, со зрительской точки зрения, справедливо отметило фаворитов и дружески похлопало по плечу тянувшихся в хвосте. Ну и, конечно, своих не обидело. То есть создало эффект объективности. А на кинофестивалях такой эффект дорогого стоит. Впрочем, это никак не влияет на общее послевкусие.
Пальму первенства получил фильм «Жизнь Адель. Главы первая и вторая» Абделатифа Кешиша (в российском прокате получивший нелепое название «Синий – самый теплый цвет»), повествующий о любви двух девушек, той самой, которая якобы «полов не имеет». Честно говоря, фильм по восприятию на зрителя мощный: крупные планы, длинные диалоги, ресницы, глаза. Что называется, сенсорность, побеждающая мир, сегодня не только на экранах айфонов. Победил не смысл, победила чувственность, и поэтому отношение к этой победе скептическое, ведь чувственность есть подмена чувств и природу имеет гедонистическую. Можно, наверное, приурочить все это к французским акциям против легализации властями однополых браков, гей-параду на Украине, но скучно. Стало скучно ловить волну настроений подобного рода. Фильм победил близостью, откровенностью, то есть тем, чего в нашей жизни людям не хватает в общении друг с другом. И поэтому это не про любовь, не имеющую пола (таковая бывает только платонической). Впрочем, и за эту идею можно дать главную награду – как за лакмус социальных переживаний космополитов и шлейфа их подражателей. Но давайте будем честны и не станем наделять лесбийские отношения философской глубиной, особенно когда две трети фильма – это справление чувственных физиологических потребностей. Киньте в меня камень за консерватизм, либеральные критики, способные окрасить секулярным цветом хоть телеграфный столб, но я не считаю присуждение награды «Адель» чем-то большим, чем дань качественно снятому, хоть и порядком затянутому кино, щедро приправленному толерантностью. На этом и покончим.
Заслуженно получили свой Гран-при братья Коэны за фильм «Внутри Льюиса Дэвиса», и здесь у команды Спилберга не было вариантов и мучительных метаний. Мексиканец Амат Эскаланте унес пальмовую ветвь за лучшую режиссуру в фильме «Эли», Цзя Чжанке – за лучший сценарий к своему же фильму «Прикосновение греха».
Россия же… У российского кино пока заявить о себе миру не получается. Нет, видимо, созвучия с мировым камертоном, хотя и достойных фильмов мало. Почти единицы. Советские фильмы брали высокие фестивальные награды почти случайно. Современное российское кино «гордо» настолько, что не считает нужным показываться вообще нигде, даже на Родине. Вот и живем, веря в наше кино, как в нашу сборную, и обсуждая европейских лесбиянок, как будто заняться больше нечем.