И хотя выставка не очень поразила объемом – в среднем численность наименований новых книг держится у нас на уровне шести сотен – качество краеведческих изданий из года в год растет. Радует, что хорошие книги выходят в районах области.
Великолепны издания авторов из «Вышневолоцкого уезда» (Удомли и Вышнего Волочка, оба района когда-то были одним целым). Вот лишь некоторые из них. «Вышневолоцкий уезд Тверской губернии в Отечественной войне 1812 года». Одним из авторов этой книги является замечательный удомельский художник и историк Леонид Константинов. «Июль 1919-го… Ясеновское восстание «зеленых» Евгения Ступкина – книга, претендующая на продолжение солженицынской темы «распутывания исторических узлов». Для российского и тверского крестьянства как раз 1919 год (по версии Е.И. Ступкина) служит таким «узлом», в котором на примере событий вокруг одной волости отразились сильные и слабые стороны русского крестьянства, приведшие чуть позже к катастрофе этого класса и катастрофе национальной. В том же вышневолоцком издательстве «Ванчакова линия» увидел свет второй (и последний) том «Тверской губернии на открытках» – лучшая по полиграфии книга трехтомника, превосходящая по качеству печати добротную и основательную, но все же и специальную книгу «Война 1812 года и концепт «Отечество», признанную «Открытием года».
Дождались мы окончания и еще одной «видовой» серии: «Тверь. 100 лет спустя» (под редакцией О.Б. Глониной с участием К.В. Литвицкого). Качественное издание, которое не стыдно подарить в Твери просвещенному туристу, не являющемуся при этом профессиональным историком.
Книга Льва Андреева «Этюды памяти. Мозаика моей жизни» – это долгожданное продолжение вышедшей еще три года назад первой книги. Книгу заметят и за хороший язык, и за интересные иллюстрации.
Мемуарный жанр на Неделе тверской книги был представлен также жителем Вышневолоцкого района Василием Александровым. Его книга «На первой доске» (издательство «Ирида-прос») получила высокую оценку литераторов и общественности. «Книга ароматна как замечательные карельские сульчины. С интересом ее читаешь, поражаясь откровенности автора, который оставляет конкретное завещание своим потомкам», – сказал на презентации мемуаров В.А. Александрова его земляк, член Союза писателей России, лауреат литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина Борис Рапопорт.
И – о книгах, которые особо «зацепили». Их две. Первая – «Скнятино и скнятинцы» Е.С. Куприянова, изданная в Рыбинске (село Скнятино попало в конце 1930-х годов в зону затопления Угличской ГЭС, а Рыбинск ныне стал своеобразным центром сохранения памяти об утопленной в те годы России). Сама по себе книга – довольно посредственный сборник-«летопись», не претендующий на литературность. Кроме одной главы: хроники прыжков с железнодорожного моста. Зачем молодые мужики на протяжении десятилетий играли в рулетку со смертью (высота моста – около 30 метров), я решительно отказываюсь понимать. Но главу прочел безотрывно.
Вторая книга – не вошедшая даже в каталог выставки диссертация «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников. Опыт реконструкции. По материалам Центральной России» известного тверского этнографа Григория Базлова. Тиражом в 100 экземпляров издан текст совершенно исключительный. К «бузе» и реконструкциям русской техники борьбы (или уж драки, прямо ее назовем), можно относиться по-разному. Но какая фактура! У меня при чтении возникло смешанное чувство восхищения трудом автора и – ужаса от деревни начала XX века. И ведь именно как «ужасы деревни» оценивали деревенский быт этнографы того времени. Но все читается на одном дыхании, и поводов для размышлений текст оставляет множество.
А лучшей книгой 2012 года, по версии читателей, стала «Тверь в записках путешественников XVI–XIX вв.» (Тверь: Книжный клуб, 2012, под ред. Е.Г. Милюгиной и М.В. Строганова).