В день открытия выставки в небольшом зале библиотеки имени Герцена было тесно. Среди гостей, состоявших в основном из друзей и коллег Владимира Моисеева, едва ли не каждый третий держал в руках профессиональную камеру, что говорило о их принадлежности к цеху фотохудожников.
Один за другим они выходили вперед, чтобы рассказать, какой Володя прекрасный специалист по вылавливанию моментов и эмоций, из которых он потом заготавливает «консервы времени». Как ему удается в простом и обыкновенном сюжете увидеть что-то необычное, волнующее и притягивающее взгляд, запечатлеть миг истории, грустной или смешной. И какое у него прекрасное чувство юмора и что во всех его работах можно видеть, как любит он жизнь и тонко ее чувствует.
Поздравлений и пожеланий герою вечера, чтобы он по-прежнему радовал своим искусством, было так много, что открытие очередной выставки стало похоже на юбилей. Хотя в общем-то ее вполне можно считать юбилейной: здесь представлено 25 работ – столько лет назад Владимир Моисеев пришел в тверские СМИ работать, столько же за эти годы у него было персональных выставок.
Но он не считает прессу своим главным делом – долгое время в Душанбе руководил детской и юношеской студиями, фото- и киноклубом. Потом, уже в Твери, вел студенческую фотостудию в медакадемии.
Однако свою профессиональную жизнь начинал в редакции фотоинформации Таджикского отделения ТАСС, куда он, математик по образованию, пришел в 1977 году сразу после окончания службы в армии.
В конце 1980-х участвовал в учреждении Федерации непрофессиональных кинематографистов СССР (общество друзей кино СССР) и в создании Союза фотохудожников Таджикистана, а затем Союза фотохудожников СССР.
30 лет назад стал вынужденным переселенцем, пришлось поскитаться по стране. Приехал в наш город и уже через некоторое время стал одним из лучших в городе фотокорреспондентов. Работал в газетах «АиФ», «Комсомольская правде в Твери», «Вечерняя Тверь», «Тверские губернские известия», «Тверь-экспресс», «Вече Твери», журнале «Реноме» и других изданиях. Вступил в Союз фотохудожников России и в Союз журналистов России.
Эту выставку Владимир Моисеев посвятил Александру Блоку и назвал ее «Нам внятно всё…».
Казалось бы, что в фотографиях, в этих печальных видах нашей провинции блоковского? Люди часто грустны, если кто и смеется, то это дети – вот кто без всяких условий открыто радуется жизни.
– Да, эти заборы, стены и улицы печальны, но вспомни: «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет», – не соглашается Владимир. – Да, люди грустны, у Блока об этом же: «Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет».
В информационном листке, рассказывающем о выставке, напечатаны строки из поэмы Блока «Возмездие»:
«Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
… Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, – поймешь, где тьма».
Этому настроению вполне соответствует стилистика фотографий, часть которых выполнена в черно-белом цвете. Моисеев говорит, что в его планах создать студию-лабораторию черно-белой фотографии: хочется вернуться к тому, с чего начал и что оставлял на потом, попытаться что-нибудь сделать на новом уровне понимания.
Главным своим направлением определяет жанр документальной, репортажной съемки.
– Я не подстраиваю под свое видение, снимаю то, что есть – обычно это самое лучшее и бывает, – говорит Владимир Моисеев. – Можно применить тонкую режиссуру, но не впрямую: стой там, повернись сюда. А просто своим присутствием направить события куда надо, самому быть здесь, чтобы в нужный момент в нужной точке успеть нажать на кнопку.
6+