Театр начинается с вешалки, спектакль начинается в зале. «Леди и джентльмены, не забудьте выключить свои мобильные телефоны!» – звучит не банально, если говорит это не бесплотный голос, а герой пьесы, да еще играет затем на гитаре. Тверского зрителя новая постановка встретила навечно въедающейся в мозг мелодией и юмором шута. Впрочем, после столь несерьезного начала становится не до шуток. «Король Лир» пронесся премьерным вихрем на сцене ТЮЗа.
Действие трагедии Уильяма Шекспира перенесли из XI века нашей эры в более поздний период. Эдак конец XIX – начало XX. Сам по себе такой прием не хорош и не плох, главное – он оправдан.
По сюжету король Британии в определенный момент решает отойти от дел и делит свои земли между дочерьми. И в этой ситуации практически на пустом месте разрастается конфликт. Местами действо напоминает то британский сериал, то комедию положений, то и вовсе рок-оперу. Градус, пафос, которого требует классическая манера игры, снижен. Но страшные, драматические моменты все так же пронзительны. Известный режиссер Наталья Лапина, неоднократно сотрудничавшая с театром, усиливает контраст между серьезным и несерьезным, что способствует выразительности. И мир рушится. И в прямом, и в переносном смысле. Все декорации на сцене, выполненные в минималистичном и аскетичном стиле, ломаются, трансформируются и становятся то стеной замка, то навесом шалаша, то убранством покоев и т.д.
Главный герой король Лир в исполнении Александра Евдокимова будто сошел с шекспировских страниц не только благодаря внешности, соответствующей почтенному монарху, и грозному голосу. Актер уловил тот самый «грозовой» характер властителя. Не на шутку пугаешься, когда отец надвигается на дочь, называя ее «тварью», а в следующей сцене беседует с шутом, обращаясь к нему «дружок». «Казнить – так казнить, миловать – так миловать».
У дочерей милорда есть яркие маркеры поведения – замечательные находки с «лекарствами» Гонерильи (Дарья Астафьева), чей эмоциональный диапазон поражает; пощечины от Реганы (Надежда Мороз), суровой, непреклонной властительницы. Нрав девушек также очень ярко обрисовывает хореографический этюд «В буре». Они вьются вокруг отца, перетягивая друг у друга корону. Даже младшая (Ангелина Аладова или Инна Волкова), со всеми оговорками, приходит потом на помощь родителю слишком поздно.
«Мужские» второстепенные сюжетные линии также четко выстроены. Пересказывать их сюжет не имеет смысла. Стоит лишь отметить – конфликт отцов и детей присутствует в каждой. К примеру, незаконнорожденный сын Эдмонд, Алексей Пучков, все запутывает, в том числе в прямом смысле – своими белыми ленточками.
Значимо все. Актеры массовых сцен поддерживают тот ритм, пульс «Лира», который четко прописан постановщиком. Осовременивание не в костюмах и не в диалогах. Ткань действия бьется в унисон с сердцами зрителей. Шаг, поворот, падение, заново! Легкость танца. Тяжесть дум.