Они создают не игрушки для ребенка, а уникальные произведения искусства. Двух одинаковых не бывает
В Тверским отделением Союза дизайнеров России. Выставка открыла множество замечательных имен тверских мастеровкукольников.
Ольга КотенёваПушко и Елена Дегтярёва подруги со студенческих лет, обе – выпускницы художественного училища имени А.Г. Венецианова, обе по профессии – художникидизайнеры, члены Союза дизайнеров России.
Елена знает, что такое самодельная кукла, сызмальства. В детстве сама их своими руками для себя же и делала:
– Мне так хотелось обезьяну в детстве, – рассказывает она. – А где в советском магазине взять обезьяну? Вот я сидела и лепила ее сама, как могла. Нужен был удав, в дело шел мамин чулок, который набивался тряпьем, и получался удав. Мышей лепила из пластилина. Весь дом был в мышах. По дверям их налепишь, а бабушка пугается: сослепу не видит, что они не настоящие…
В детстве делать для себя игрушки, по словам Елены, – это органично и свойственно природе ребенка. Просто с возрастом это желание у некоторых людей не пропадает.
Ольга КотенёваПушко похорошему «заразилась» от подруги изготовлением кукол.
От Ольги в свою очередь это перешло к дочери Алисе – студентке художественного училища имени А.Г. Венецианова.
– В маминых куклах мне всегда хочется
– Я такой человек, что мне важны советы, – признается Ольга. – И с дочерью не могу не посоветоваться, хоть у нас и начинаются споры, перерастающие в «бои местного значения», но в них рождается некий компромисс. Вот были у нас разногласия, какую пастушке сделать шляпку. В итоге я сделала не такую, какую хотела, но и не ту, что хотела Алиса. Вот и компромисс.
– Я не люблю, когда мама пытается мне помочь советом, а она, наоборот, любит, и я с удовольствием участвую в создании ее кукол, – улыбается Алиса.
Елена Дегтярёва советчиков не приемлет, и мнение сторонних людей для нее не так важно:
– Кто-то из современников сказал Моцарту: хорошо написал, но нот
Елена говорит, что кукла не всегда детская игрушка.
– Изначально куклы не создавались для детей. Их делали в качестве подарков, дарили знатным особам. Детские игрушки, как и детская литература, появились позднее. Художественная кукла существовала задолго до массовой игрушки. Потом отношение к ней в России изменилось. После революции 1917 года к художественной авторской кукле стали относиться как к пережитку буржуазного прошлого, барскому и мещанскому искусству. Этот стереотип существовал довольно долго.
Авторская кукла в первую очередь – произведение искусства. Произведение, в котором сочетаются и живопись, и графика, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство. В куклу, как справедливо замечают авторы, вкладывается частичка души художника, его эмоции, между ними существует прямое общение. В их руках, в отличие от игрушек с конвейера, кукла – теплая. Такие куклы вроде для взрослых, но без «ребенка в душе» воспринимать их сложно, потому и образы у кукол всё больше сказочные, волшебные, детские…
Образы для кукол рождаются по-разному. Как и у любого художника.
– Иногда это мимолетное ощущение, которое хочется поймать и выразить в кукле, – говорит Алиса.
– Или появляется желание сделать того же Арлекина (которого ленивый разве что не делал), – говорит Елена. – Но сделать так, чтобы не повториться, чтобы Арлекин получился свой, единственный. Некоторые мастера берут образы с картин. Например, моя знакомая сделала барышню с работы Кустодиева «Купчиха». А
Елена рассказывает:
– Одной осенью я делала из текстиля серию ангелов. Пишу лицо одного, а выходит Пушкин. Прикладываю ему баки из ниток – вылитый. А мне ангел нужен. Иногда кукла сама диктует, какой ей быть, и сама такой получается, как ни переделывай, – говорит Ольга.
У Ольги конечный результат проявляется в процессе изготовления, Елена представляет его изначально. Такие они разные. Елена очень любит образ ангела. Сколько она сделала разных ангелов – не перечесть. Последний, представленный на выставке, – превосходен: ажурные крылья, золотые одежды, длинные ресницы…
Здесь нельзя пренебрегать деталями. Кукла должна быть долго рассматриваемой, чтобы не надоела, а поэтому у нее должны быть интересные образные атрибуты, которые вначале можно и не заметить. Художницы приводят в пример куклу «Против ветра» столичной художницы Галины Загарской, где у бегущего против ветра ангела из-за пазухи высовывается мордочка щенка.
– Нам хоть и видно только мордочку, но щенок под пальто сделан полностью, с пушистым хвостиком. Вот это важно. Цельность образа, а не обманчивая визуальность.
Куклы – искусство серьезное.
– Наша выставка называлась «Куклы… как жизнь! (От игрушки до авторской куклы)», – говорит Ольга. – Мы не противопоставляем кукол игрушкам. Это своеобразный путь, это разнообразие стилей и направлений кукольного дела. Возьмем авторского медведя или кота. Они же не куклы, а художественная игрушка. Кот, например, ванилью пахнет…
Дома у мастеров кукол нет. Разве те, что еще в процессе изготовления.
– Множество кистей, лоскутков, прочего материала, но кукол нет, – улыбается Ольга. – Мы достаточно легко с ними расстаемся. Родилась в голове, пожила какое-то время в душе, получила частичку меня и поехала к другому человеку – своему хозяину.
– Мы получаем удовольствие от самого творческого процесса создания кукол, – говорит Елена.
Кукол можно делать из чего угодно. Вот уж поистине нет границ применению материалов. Есть, конечно, специальные высокотехнологичные материалы, но, если есть желание, куклу можно сделать из дерева, травы, ткани, бумаги… из всего. Вместо покупного наполнителя (засыпного материала) можно использовать, например, гречку. Американцы вот гречку не очень любят, они набивают ею кукол.
– Когда в мозгу теплится идея, про себя уже думаешь, что тебе нужно для работы, из чего ты это будешь делать, – говорит Ольга.
– Коллекционная кукла без потерь должна «жить» около пятидесяти лет. Это залог качества куклы, – говорит Елена. – Я всем знакомым объявила, что все старые шелковые кофточки, подзоры со старых кроватей, голенища от сапог… Это все мне очень нужно. Хорошо, дом большой, есть место, куда все это складывать.
– Похожи на Плюшкиных, – улыбается Ольга. – Просим у знакомых лоскутки не выбрасывать.
Ольга и Алиса текстильных кукол часто красят кофе с корицей. Удивительное занятие. И получается у них превосходно. Автор этих строк какое-то время просидел с симпатичной мадемуазель на руках, ощутил, что называется, тепло изделия.
Эти куклы уникальны потому, что неповторимы. Вторую такую же куклу сделать не получится, даже если очень захочется. Она все равно выйдет другой. И в этой неповторимости их ценность.
Ольга уверена: кукла не просто деталь интерьера – она ценный и душевный подарок. Многие заказывают кукол как свадебные презенты (особенно ангелов), многие берут в коллекцию. Понятно, что это не предмет первой необходимости, как и любое произведение искусства. Понять, зачем это людям нужно, сложно: все индивидуально.
– У каждой куклы свои задачи. Кукла тоже рождается на свет не случайно, – говорит Елена. – А мы… Мы любим свое дело. Если есть занятие, которое тебе нравится, то жизнь наполняется новыми смыслами. И это здорово!
Александр ДЫЛЕВСКИЙ