Грамот и благодарностей у Александра Гаврилова не меньше полусотни, и все они даны ему за достижения в искусстве плетения из бересты. В 2021 году он был удостоен звания народного мастера-любителя Тверской области, а в декабре 2022-го – грамоты губернатора.
Увлечение декоративно-прикладным творчеством началось с резьбы по дереву. В начале 90-х случайно увидел объявление о курсах по обработке дерева. Они проходили в строительном техникуме, занятия шли несколько месяцев. Александр работал тогда на стройке, для своих поделок использовал всякие деревянные обрезки. На деревообрабатывающем станке резал и стругал доски, на самодельном токарном станке вытачивал толкушки и скалки и в одном комплекте вместе с разделочными досками, вилками и ложками продавал. Делалось все это не столько для приработка, сколько для души, так-то он работал в Калининском электромонтажном управлении – до тех пор, пока оно не распалось. Но и потом нашел себе другое место по специальности, где электромонтажником доработал до пенсии.
Резал около пяти лет, а потом так же случайно, как и с деревом, произошла встреча с берестой. На Дне города Александр познакомился с пожилым человеком, берестянщиком Борисом Сушиловым. Разговорились. Оказалось, что Борис Васильевич до войны работал подпаском, и тогда у своего пастуха научился делать из бересты разные вещи. И вот уже несколько лет, как на улице Орджоникидзе, в районе Торгового центра, на первом этаже жилого дома мастеру выделили комнатку, где собирались его ученики. Александр Гаврилов получил приглашение присоединиться к ним, и с тех пор под руководством опытного учителя стал осваивать это ремесло.
Тонкости ремесла
В этой же студии лозой и сухими цветами занималась Наталья Герасимова. К сожалению, сейчас таких небольших школ, тем более бесплатных, нет. Мастер-классы дорогие, а самое главное, они разовые, ознакомительные, а любое ремесло требует систематических занятий.
Нет и связи между мастерами, во всяком случае, ни одного тверского берестянщика Александр не знает, а это очень жаль: любым творцам, и профессиональным, и народным умельцам, такие знакомства полезны. Так же ценна для них возможность передавать свои умения и навыки ученикам. Как уверяет Александр Анатольевич, он бы с удовольствием согласился вести кружок по плетению из бересты.
Этот материал, по сравнению с деревом, намного легче и удобнее в работе, добыть его – не проблема. Надо только выбирать ствол без изъянов, наростов и сучков, диаметром не меньше 20 сантиметров. Заготавливают бересту в июне, на березе делается вертикальный надрез длиной 6–10 сантиметров. Полоска бересты снимается легко, скрученная в клубок, она ждет своего часа на балконе или в гараже. Если толстая, ее края расслаивают, если широкая, нарезается на узкие полоски. С одной березы выходит полоса 3–7 метров, дерево при этом совершенно не страдает.
– Все вещи, сделанные из бересты, были в основном функциональными, – рассказывает Александр. – Это посуда, обувь, использовалась береста и для строительства. Но на Севере, в Архангельской и Ивановской областях, где испокон веков плели из бересты, на ярмарке можно увидеть интересные вещи, созданные для красоты. Я покупаю их, чтобы не забыть и, возможно, скопировать, добавив что-то свое.
Хоть носи, хоть показывай
Вещи, которые делает Александр Гаврилов, самые разные и по назначению, и по размерам – от сундучков длиной 30 сантиметров до лапоточков, не больше тыквенного семечка. Среди выставочных вещей – фигурки Емели на печке, погремушки вроде маракасов, хлебницы, подставки под горячее, кепки, сундучки, кубышки, очелье, парусник, корабль викингов.
Есть и туески, но они обычно делаются из целиковой пластовой бересты. И, конечно, лапти – это, по словам мастера, самые трудные в изготовлении предметы. Сейчас их как обувь не используют, это давно уже экзотика. Но люди все равно их покупают: считается, что они полезны для здоровья. Да и в прежние времена в лаптях, которые ассоциировались с бедным людом – недаром Русь называли лапотной, зажиточные крестьяне ходили именно в лечебных целях.
Походил в них немного и Александр Гаврилов и сделал вывод, что обувь это удобная, но недолговечная: одной пары хватает всего на неделю. Об этом же говорит и пословица «В дорогу идти – пятеро лаптей сплести».
Чтобы сплести пару лаптей, требуется полтора-два часа, и то если материал готов, все полоски нарезаны как надо. А вообще нет ни одного дня, чтобы он не создавал свои вещи – корзинки, лапти, хлебницы, сахарницы. Зачем? «Чтобы хоть чем-то заниматься, не бездельничать, из ничего делать какие-то вещи», – отвечает мастер.
Его работы можно увидеть на ярмарке, на Лемешевском празднике в Князеве, на День города в Твери, в Василеве и Бернове Торжокского района. Их возили на выставки в Польшу и Чехию. В январе откроется его персональная выставка в Кропоткинской библиотеке.