Из нее Александр Гаврилов творит и других персонажей
Берестянщиком Александр Анатольевич Гаврилов называет себя сам, словно подчеркивая этим главное жизненное увлечение. Это и понятно. Александр едва ли не единственный на сегодняшний день мастер, работающий с берестой. Для людей молодых и непосвященных хочу объяснить, что береста – верхний слой березовой коры до зеленого внутреннего ее слоя. Береста отличается большой прочностью, изделия из нее всегда играли важную роль в обиходе наших предков, а особенно живущих в северных районах России. Различают изделия плетеные (обувь, сумки, корзины, ковры), цельные (ящики, кузовки, короба, пастушьи рога, табакерки, солонки), витые (веревки, канаты). Берестяными лентами обвивают посуду, из них делают пояса, мячи для детей и т.д.
Родители Александра работали на Вышневолоцком деревообрабатывающем заводе. Мальчик летом ездил в деревню к своим бабушкам. Его отец Анатолий Михайлович Гаврилов был известным гармонистом, который признавался, что почти каждая свадьба в округе игралась с его непременным участием. Старая семейная гармонь и сейчас бережно хранится в доме Александра. Он и сам знает любимые отцовские наигрыши: «Семеновну», «Страдания».
После окончания средней школы Александр служил на Черноморском флоте. Когда родители приезжали к нему в «учебку», отец играл для сына и его друзей «Севастопольский вальс». Трехлетняя служба на подводной лодке многому научила талантливого и пытливого юношу. После службы несколько лет работал электромехаником в техническом училище на Украине, строил завод в Ворошиловградской области, а затем вернулся на родину. Женился. У него двое детей.
Любовь к берестяному творчеству появилась после знакомства с замечательным мастером, уроженцем Весьегонска Борисом Васильевичем Сушиловым. С большой охотой делился «лесной человек» (так себя величал Сушилов) секретами мастерства, рассказывая о себе и своей жизни. От учителя, влюбленного в родной край, Александр усвоил главное: бережное, трепетное отношение к окружающей природе. Приходя в лес, он кланяется березке, просит прощения за то, что берет ее бересту, но никогда не губит дерево. Он гордится, что имеет дело с материалом вечным, как сама матушкаприрода. За это время Александр перечитал много книг по работе с деревом, но на первое и главное место ставит уроки, взятые у Сушилова. Зимой, когда дни коротки, трудится дома, а весной, летом и осенью он непременно в лесу. Свои работы Александр Гаврилов охотно демонстрирует на выставках не только в Твери, но и в других городах, на Пушкинском празднике поэзии в селе Берново Старицкого района, на областных ежегодных фольклорных праздниках в селе Василево под Торжком, на своей малой Родине в Вышнем Волочке.
Помимо известных изделий из бересты (лапти, короба, ободки), Александр Гаврилов умеет делать сюжетные композиции, которые называет так: «Золотой ключик», «Емеля на печке», «Лебедь, рак и щука», «Колобок», «Царевналягушка», «Пузырь, соломинка, лапоть», «Викинги на корабле» и другие. Эти изделия (всего около ста) мастер представлял на выставке в библиотеке имени А.И. Герцена.
Гаврилов мечтает иметь мастерскую и своих учеников, но пока все его произведения рождаются на маленькой кухне в собственной квартире. Александр делает изделия на заказ, для родных и близких. Дарит друзьям и знакомым. У него подрастают дети. Они только наблюдают за работой отца, потихоньку постигая древнее мастерство. Друзья тоже проявляют интерес к берестяному делу. Хочется верить, что не иссякнут на Тверской земле родники народного творчества.
Людмила КОНЦЕДАЙЛО