В тверском театре драмы открылось новое сценическое пространство. В помещении, где находится репетиционный зал, установили новое световое и звуковое оборудование, большой экран, и теперь здесь можно ставить спектакли. Поскольку зал относительно небольшой, и сцена оказалась подчеркнуто «развернута» к зрителям, которые сидят с двух ее сторон (нет традиционного занавеса, актеры работают буквально в трех метрах от публики), это дает новые возможности. Новую сцену теперь можно использовать для экспериментальных, нестандартных, оригинальных постановок, предполагающих выход за пределы привычных традиционных принципов взаимодействия актеров и зрителей.
Таков и спектакль «Человек. Или тень» (16+), жанр которого заявлен как «музыкально-поэтический спектакль». Это режиссерский дебют актрисы Екатерины Юрковой, под руководством художественного руководителя театра Дмитрия Петруня. Всегда интересно увидеть, какой материал для постановки выбирает актер, который пересел в режиссерское кресло, чего ему не хватает для самовыражения в его повседневной сценической жизни. Екатерина Юркова обратилась к отечественной поэтической классике, поставив спектакль по стихам Александра Пушкина, Сергея Есенина и Бориса Рыжего. За Рыжего отдельное спасибо: это не самый известный поэт нашего времени, проживший всего 26 лет и не получивший признания при жизни. Но сегодня все больше серьезных критиков называют его творчество лирическим оправданием постсоветской эпохи. Это очень здорово, что стихи Рыжего звучат в одном спектакле с пушкинским и есенинскими строками (которые все и так знают наизусть), создавая определенную преемственность между поэтами разных эпох. Не говоря уже о хорошем вкусе и знании поэзии авторов спектакля.
Спектакль «Человек. Или тень» камерный, в нем занято всего три актера, но это ведущие актеры труппы Тверского театра драмы. Дарья Осташевская сегодня является самой, пожалуй, самой востребованной, за последний год она выходила на сцену в ролях Джульетты в «Ромео и Джульетте» (18+) Валерия Персикова, Ирины в «Трех сестрах» (16+) Александра Павлишина, Мишель в «Улетных парнях» (18+) Дмитрия Петруня и совсем недавно – в роли легкомысленной Брук Эштон из «Шума за сценой» (18+) в постановке Александра Сафронова. Сергей Бескакотов (Вершинин в «Трех сестрах», Парис в «Ромео и Джульетте», Мартин Макдонах в «Калеке с острова Инишмаан» (18+)). Геннадий Бабинов, собравший большой «пул» ярких ролей – от Меркуцио и Тузенбаха до Бориса в недавно восстановленном Александром Павлишиным спектакле «Вечно живые» (16+) – кстати, в нем сыграла главную роль и Дарья Осташевская. В программе спектакля Геннадий заявлен также как сорежиссер Екатерины Юрковой и автор музыкального оформления. Очевидно, что от такого актерского ансамбля следует ждать живой, эмоциональной и искренней игры.
Так и случилось. «Человек. Или тень» — своего рода фантазия, где поэты разных эпох (Пушкин, Есенин, Рыжий) мучительно рассуждают о вопросах бытия, сомневаются, впадают в гнев, живут в полном соответствии со строчкой «лица не пряча, сердца не тая» — нараспашку, открыто, подходя к пределам земного бытия и даже заходя за его границы. Выбор поэтов не случаен: у Есенина есть поэтическое обращение к Пушкину, у Рыжего есть стихи о Есенине – мы наблюдаем, как на наших глазах возникает перекличка между поэтами разных эпох, разделенных столетиями. И это создает необычный эффект: действие приобретает некий вневременной объем, новое измерение, когда поэты, каждый своими словами говорят о творчестве, вдохновении, свободе и несвободе, и каждый привносит к этот монолог что-то свое. Все эти поэты прожили не очень счастливую жизнь, один был смертельно ранен на дуэли, двое ушли из жизни до срока. И тем пронзительнее звучат их строки, когда мы знаем об их судьбах.
Спектакль профессионально и динамично выстроен – полтора часа действия проносятся почти незаметно. Скупая, даже условная сценография: на сцене большой подиум, который превращается то в стол в пивной, где буйно гуляет Есенин, то в берег моря, на котором Пушкин записывает строки «Мне скучно, бес», то в провинциальную танцплощадку, где Рыжий знакомится со своей будущей невестой. А в ящиках подиума обнаруживаются то подушки, то рукописи, то книги, а то и дуэльные пистолеты. Не менее грамотно выстроены и мизансцены: когда Геннадий Бабинов читает «Черного человека», его огромная черная тень падает на экран, и становится по-настоящему жутко, красиво придумано.
Спектакль «Человек. Или тень» — первая постановка на новой сцене, и это живое, умное, завораживающее и талантливое действо. Посмотрим, какие проекты появятся на новой сцене в будущем.