По-настоящему хороший фокус должен оставлять не просто вопросы по технической части его исполнения – он должен рассеиваться в воздухе под всеобщее изумление. Иллюзионисты команды «Четыре всадника» в фильме «Иллюзия обмана» весь фильм поражают зрителя именно такими трюками.
Каждый из «всадников» наделен уникальными способностями.
Человек в шляпе путем считки мыслей вслух выдает секреты мужчины, о которых при своей жене, стоящей рядом, он вряд ли хотел бы говорить. Женщина меняется в лице, а опытный мошенник ловко вымогает деньги несчастного: «Хочешь, чтобы она все забыла?».
Связанную по рукам и ногам цепями фокусницу оставляют в контейнере с водой, над которым – чан, где в голодной агрессии мечутся смертоносные пираньи. Публика азартно наблюдает, как героиня освобождается от пут. Но что-то пошло не так, девушка колотит по стенкам прозрачного бассейна, моля о помощи. В зале паника, зрители пытаются помочь, разбить стенки контейнера, время на исходе… На последней секунде фокусница будто чудом освобождается, всплывает, и тут… на нее обрушивается чан с пираньями. Шокирующая сцена с алой водой, бурлящей от резких движений кровожадных рыб. Но ужас зрителей сменяется восторгом, когда иллюзионистка оказывается прямо среди толпы – с победоносной улыбкой.
Двое других героев не менее колоритны. Уличный картежник ошарашивает прохожих трюком с угадыванием выбранных ими из колоды карт – целый небоскреб на многолюдной улице высвечивает нужную масть. А четвертому герою нипочем любые преграды, его девиз – «любой замок можно открыть».
Понятно, что, когда эти мастера трюкачества становятся единой командой «Четыре всадника», слава и общее признание настигают их молниеносно.
Творение французского кинорежиссера Луи Летерье, известного широкой аудитории блокбастером «Битва титанов» (2010), заставляет удивиться даже закоренелых скептиков. При всей мистификации и неизбежном романтизме темы фокусничества фильм нельзя назвать легкомысленным: он заставляет поработать мозгами и включить логику.
Итак, четырех уличных трюкачей собирает не раскрытый до конца фильма персонаж инкогнито. Он подкидывает героям чертежи их будущих уникальных представлений, в основе которых – реальные ограбления банков мира. Фокусники включаются в эту авантюру с воодушевлением. Все возможные спецслужбы США объединяются в попытке поймать неуловимых преступников, пытаясь мыслить, как они.
Главным героем картины становится агент ФБР Дилан Роудс (Марк Руффало), вместе с напарницей желающий настигнуть мошенников во что бы то ни стало. Невзлюбив друг друга с самого начала, герои от сцены к сцене постепенно «тают», что составляет ненавязчивую романтическую линию сюжета.
Что до хитростей талантливых уловок, то зритель в них все-таки посвящается, причем во всех до мелочей продуманных деталях. Хотя, думаю, и здесь скептики, радеющие за правду и исполненные презрительного недоверия к чудесам, найдут очевидные нестыковки. Но это только при желании и особой дотошности, на которые просто нет времени – фильм очень динамичен. А настоящий «козырь» режиссер Летерье вынимает из рукава под занавес картины. В лучших традицияхвсе разворачивается так, что «ни в жизнь бы не подумал».
Фильм – об обмане, который можно хоть на миг превратить в чудо. Фильм – о чуде, с помощью которого совершается великий обман. Каждый трактует по-разному, но на фокусы все смотрят с одинаковым детским изумлением.