У Дарьи жизнь наполнена театром с самого рождения. Без пафоса. Она росла за кулисами, топала по одной лестнице в театральном общежитии с актерами, разделяла триумф и неудачи матери, видела изнутри театральную «кухню», получала, как она выражается, «домашнетеатральное» образование. Все это вполне могло привести к тому, что, пресытившись столь необычной жизнью, Дарья повернулась бы к театру спиной. В какойто момент, казалось, так и произойдет. Мама Дарьи, замечательная актриса Наталья Плавинская, прочила дочери все что угодно, но не театральную карьеру.
– Мама была против моей актерской стези, – рассказывает Дарья. – Столкнувшись со всеми сложностями актерской жизни, полной зависимостью актеров (а актрис – особенно), с растоптанным самолюбием, обидами и переживаниями, мама хотела, чтобы я избежала этого. Но…
Два года учебы на юридическом факультете Дарье дали лишь убежденность: нужно бежать прочь от того, что не твое. Мама приняла ее выбор.
– Мама у меня замечательная, мой близкий друг и помощник. Без нее я никогда бы не стала тем, кем стала. Ее пример, удачи и неудачи проходили перед моими глазами. Мама необыкновенно талантливая, очень принципиальная. Она серьезно готовится к каждому своему спектаклю. Ее в эти дни нельзя трогать, с ней нельзя общаться перед спектаклем, она не пускает в свой мир.
Дарья другая. Или время другое. Сегодня востребованы мобильность и немедленная реакция. Впрочем, театр, его внутренние механизмы и законы остаются прежними. На сцене неизменно властвует принцип: не соври.
– Сцена не прощает фальши, – говорит Дарья. – Выносить нужно самое сокровенное. Если ты не имеешь своего лица, если тебе нечего сказать зрителю именно своего личного, лучше не выходить на сцену. Этому меня учили и учителя, и жизнь.
Дарья говорит о театре без пафоса. Видно, что к себе в театре она относится очень спокойно. Так же просто она говорит о материале для спектаклей: без «придыхания» особой значимости. Самое важное – это посыл автора. То, что вне зависимости от актуальности и времени написания «брошено в зал». Любовь и смерть.
– Можно говорить и о классике, и о современной драматургии, но эти два понятия – любовь и смерть – незыблемы. Все в нашей жизни крутится вокруг них. Это самое интересное и важное, что может быть.
Поэтому один из любимых ее спектаклей – «Любовь Маргариты Готье» по роману Дюмамладшего «Дама с камелиями» в постановке народного артиста России Александра Чуйкова. Классика.
– После этой классики при выходе на поклон не нужно ждать, пока ктото из зрителей неловко встанет и обернется, а потом из вежливости начнут подниматься и остальные, – делится Дарья. – Зрители встают еще до нашего выхода на поклон. В такие моменты я счастлива.
Дарья прекрасно понимает: «наиграть» нельзя. И нужно, играя в сотый раз один и тот же спектакль, быть в нем «живой».
– Каждое утро мы вроде бы одинаково просыпаемся, совершаем ряд одних и тех же действий. Сколько таких утр в нашей жизни? И неужели они одинаковые? Они похожи, но нет ни одного дня, прожитого по заведенному порядку одинаково. А чем спектакль отличается от этого? Мы живем здесь и сейчас. В одном месте, в одно время, но мы сами разные. Поэтому театр называют живым.
Плавинская самокритична.
– Я безумно боюсь удовлетворенности собой. Как только человек сочтет, что все хорошо, он начинает пропадать. Боюсь начать успокаиваться. Про «хорошо» мне и так скажут, а про то, что плохо, я говорю себе всегда.
Дарья умеет открыто говорить: что не получилось, где «соврала», недотянула. В ней привлекает эта искренность.
Но вернемся к теме преемственности. Семья Дарьи и сегодня – театральная. Ее супруг Александр Павлишин – известный в городе актер и начинающий перспективный режиссер Тверского академического театра драмы. Дарья считает великим счастьем, что, приходя домой, можно говорить и говорить друг с другом о спектакле, о театре, вдруг на ночь глядя начинать репетировать…
У Дарьи и Александра двое детей: Григорий и Александра.
Григорию скоро одиннадцать лет. Он, по словам мамы, сложная личность.
– Это и очень хорошо, и очень трудно для родителей, – делится Дарья. – Григорий занимается музыкой, и ему нравится. У него такая «амплитуда» выбора будущего, что я только улыбаюсь: то он хочет писать музыку, то стать дизайнером, то, зачитываясь Конан Дойлом, решает стать сыщиком.
О маленькой Александре Дарья говорит: «Вот уж та артистка!». Долгожданная девочка в семье.
– Самое лучшее, что могут дать родители детям, – это детство. Не стоит торопить их взрослеть, не нужно раньше времени лишать сказки. Сегодня модно сразу приучать детей к самостоятельности, но верно ли это? Оберегание ребенка, стремление создать трепетные связи – залог того, что сохранится долгая и тесная связь между вами.
Дарья вот уже несколько лет преподает в детской театральной студии под руководством Александра Чуйкова при Тверском театре драмы.
– Мы не делаем отбор, не ставим перед собой задачу воспитывать актеров – мы даем возможность детям проявить свои таланты. Я отдаю им очень много своего времени, я их очень люблю и хочу сказать спасибо нашему Александру Александровичу Чуйкову, которому и принадлежала идея создать эту школу, дать возможность детям прикоснуться к театру, дать нам, его ученикам, свободу преподавать.
Дарья любит свой театр, сохраняет ему верность и говорит большое спасибо художественному руководителю театра, народной артистке России Вере Ефремовой.
– У Веры Андреевны необыкновенная хватка, способность заглянуть в глубь материала, она создала удивительно прочный костяк из талантливых артистов, которыми сегодня славится театр, – говорит Дарья. – И люблю свой город. Я готова делать все, чтобы театр жил, сохранял лучшее, что имеет, передавал это другим поколениям.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото из архива Дарьи Плавинской