В Твери в городском выставочном зале открылась персональная выставка живописца Михаила Стоячко
Выставка приурочена к пятидесятилетнему юбилею художника.
Михаил Стоячко живет в Калязине, поэтому тверской зритель знает его мало. На общих выставках тверской живописи участвует много художников, и каждый имеет возможность показать не более двух-трех работ. Причем члены выставкомов, ревниво оберегая собственный престиж, нередко отбирают на выставки не самые лучшие работы своих конкурентов. Поэтому первая персональная выставка Михаила Стоячко, где опытный мастер показал то, что выбрал сам, явилась неожиданным открытием не только для зрителей, но и для всех тверских художников.
В наше время реалистическое искусство увядает под натиском халтуры, называемой авангардизмом, где не требуются ни мастерство, ни художественное мышление, нужны только лихость и нахальство. На Западе реализм уже умер. В России еще живет великое прошлое нашего искусства, но и у нас обнаруживается обезьянье подражание примитивным фокусам заграничного абсурда и лакейская покорность перед деградирующей и утратившей силу «культурой» современного Запада.
В качестве рабского колониального подчинения западным программам триумфа антикультуры в трех главных музеях России (в Эрмитаже, в Русском музее и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) повесили по черному квадрату – одного квадрата мало! Как будто квадрат столь трудно начертить и замазать изнутри, что он должен красоваться в одном музее с Леонардо да Винчи, Тицианом, Рембрандтом, Рубенсом, Суриковым, Репиным, Брюлловым, Ван Гогом, Ренуаром.
Реализм – естественное и могучее качество русской культуры, ее главное достижение. Реализм обеспечил величие русской литературы и русской живописи. Если говорить о реалистическом пейзаже, продолжающем сегодня традиции великих художников ХIХ века – золотого века русской культуры, то, несомненно, Михаил Стоячко занимает важнейшее место в ряду современных пейзажистов России.
Слава провинции! В наше время, когда в столицах увлекаются поверхностными играми в пустую новизну, глубинка хранит высокий строй национального художественного мышления, оберегая силу и жизнеспособность родной культуры. Художники из глубинки искренне любят свое Отечество, им не нужны в искусстве изыски формальных построений, убивающие живую душу родного пейзажа. Они честно стремятся запечатлеть живую природу. Настоящий художник хочет, чтобы его зрители, как и он, вдохнули свежесть воздуха, почувствовали влажность воды, согрелись нашим северным солнышком, обрадовались широте светлого неба.
Обширная выставка калязинского мастера пейзажа показывает множество работ (и масштабных, и камерных), часть из которых заслуживает быть украшением лучших музеев страны. Был бы жив великий П.М. Третьяков, он отобрал бы на этой выставке не менее пятнадцати работ для своей галереи.
Михаил Стоячко – гордость тверской культуры, и это качество у него уже не отнять. Идите и смотрите!
Дмитрий МАМОНОВ, член Союза художников России