В преддверии 8 марта в Тверской областной библиотеке имени Горького прошёл «модный показ». Это были моды 19- начала 20 века, представленные в литографиях и хромолитографиях второй половины XIX – начала ХХ века.
Здесь открылась выставка «Модный Париж в акварели»(6+), она проходит при поддержке Министерства туризма Тверской области. В мероприятии, в рамках обмена опытом и выездного методического дня, приняли участие сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея.
В Горьковке можно увидеть уникальные экспонаты из частной коллекции: раскрашенные вручную литографии из модных журналов той эпохи. Фасоны платьев, которые носили (или о которых мечтали) наши прапрабабушки, завораживают. А как поэтичны названия! «Атласное платье цвета лепестков розы». А может, «индийского павлина»? Или «цвета выдры»? Можете представить себе этот оттенок?
Организаторы выставки задались целью не просто показать прекрасные гравюры, но и дать посетителям возможность прочесть про моду 19 века «на его языке» , погрузиться в атмосферу светской жизни. Поэтому подписи к иллюстрациям из французских модных журналов были переведены с сохранением стилистики изданий.
— Казалось бы, что сложного — перевести с французского «длинное платье, шляпка, перчатки». Но оказалось, что каждое описание платья в старинном модном журнале — художественное, образное произведение. «Бант небрежно ниспадает на шлейф», «струящееся платье из муслина и алансонского кружева»… Это поэзия, это надо читать неспешно, погружаясь в атмосферу, — рассказывает о тонкостях перевода Ольга Козлова, заведующая отделом литературы на иностранных языках.
— Создание выставки потребовало долгой и кропотливой работы, но до чего же она была интересной. Примечательно, что мода той эпохи полна отсылок к другим видам искусства и даже историческим событиям. Вот, например, «платье в стиле Ватто» — дамы сразу понимали, что речь идёт о туалетах с ниспадающими складками на спине, как на полотнах Антуана Ватто, одного из главных представителей эпохи рококо. Или блуза «гарибальдийка» — знак свободолюбия, этот фасон вдохновлен восстанием Гарибальди в 1860 году. Особенно много таких ассоциативных нитей в моде пушкинской эпохи. Так, на самом известном тверитянам памятнике, Пушкин изображён в цилиндре «боливар» (он стал популярен, как дань уважения одному из самых известных руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Америке), и в плаще «альмавива» — а это из произведений Бомарше. То есть, мода может включать в себя очень много музыки, живописи, литературы, истории и политики, — говорит Наталья Егорова заведующая отделом литературы по искусству библиотеки имени Горького.
Экспонаты рассказали нам не только о силуэте и линии, но и о техническом прорыве в развитии печати, когда литография стала использоваться для воспроизведения картин, создания книжных иллюстраций, и сделала мир прекрасного более доступным.
С историей гравюры и нюансами литографической техники собравшихся познакомил коллекционер Геннадий Ярцев, это он предоставил для проведения выставки часть своей коллекции.
— Эта выставка посвящена памяти моей мамы, Тамары, и её любви к правнучке, Стасе. Когда мама впервые увидела эти произведения искусства, она сказала: «вот бы их показать». Теперь её желание выполнено. Это мой первый опыт участия в организации выставки. «Но думаю, будут и другие, идея может получить развитие на базе Всероссийского историко-этнографического музея, мы обменялись контактами», — говорит коллекционер.
Зрители узнали, что гравюры, в отличие от живописных полотен, не могут постоянно быть в центре внимания. Они должны «отдыхать», особенно летом.
— У гравюр особая специфика экспонирования. Чтобы избежать выцветания, их даже в специально оборудованных помещениях выставляют на срок до трех месяцев, а в обычных залах — и того меньше. И важно выбирать время года, когда солнце светит не ярко, световой день короткий, — рассказывает Геннадий Ярцев.
Выставка продлится до 30 марта. Затем литографии уйдут на «летний отдых», но очень вероятно, что они ещё вернутся в Тверскую область и будут представлены в Торжке.