О сборнике стихотворений С.В. Герасимова «Облака. Избранные строки». – Тверь: Тверская областная типография, 2013. – 176 с.
Прежде всего, хочется предостеречь читателя от восприятия поэзии Сергея Герасимова как поэзии пейзажной, «природоведческой», хотя он своим эпиграфом к книге провоцирует именно такой путь прочтения: «Дай от всего, Всевышний, злого // Живое чувство уберечь, // Перевести природы слово // На человеческую речь». На самом деле творчество Герасимова не столько природоведческое (хотя любви к природе у него не отнимешь), сколько человековедческое, и, более того, теоцентристское, так как в основе системы ценностей автора, его художественной аксиологии – Всевышний, Бог, совесть, душа: «Отец, я знаю, смерти нет…»; «Стыд – судьбы поводырь, мой духовный оплот». Один из устойчивых, повторяющихся образов Герасимова – свет («доверчивый», «природный, нетронутый», всегда «струящийся» с небес, «Фаворский»), символ высшего смысла бытия человеческого, символ присутствия Бога в этом мире: «Не в свете ль том растворены // Любовь, и грусть, и жизни краткость, // И сердца смутная догадка // Перед Творцом своей вины?..» – и вместе с тем символ человеческой живой души, символ одухотворенности и очеловеченности этого мира.
Безусловно, Сергея Герасимова следует признать мастером природных зарисовок и картин. Не поворачивается язык сказать «пейзажей», потому что в его стихах минимум описательности. А такие образы, как «мимолетный дождь», «земляничные поляны», «пряные стога», «ромашковый луг», «пьяная прель», «молодильных яблок запах», «солнечный лист», «ветер соловьиный», «бесшабашная пичуга», «уловки ветра», соседствуют с выражениями «удачаветреница», «счастливых глаз разлив», «просроченная грусть», «душенька воскресшая», «молитвенный слог», «предзимний озноб». Иначе говоря, природные мотивы и образы вписаны в сознание лирического героя, становятся частью его внутреннего мира и «вочеловечиваются». Зачастую они превращаются в развернутые метафоры:
Земля, земля, я твой
родник –
И этим счастлив
без предела! <…>
Он все спешит,
судьбы дитя,
К большой реке,
еще не зная,
Что с шумом радостным,
шутя
Он вырывается из рая.
Думается, новизна и сила метафорического стиля поэта – в его традиционности, историзме, опоре на определенную литературную традицию. В данном случае – древнерусскую. Так, в строках «Зависть сеет раздоры на наших полях, // Урожай собирая слезами сирот» чувствуется ассоциативная связь с древнерусскими историческими и воинскими повестями, в которых говорилось о настроениях в Русской земле. Но дело не только в той или иной отдельной реминисценции, а в самом стилевом приеме, принципе, которым пользуется поэт. Исследователи древнерусской литературы выделяют метафорическисимволический стиль, который возник как результат стремления писателей увидеть и выразить связь мира материального и духовного. Именно поэтому они использовали так называемые устойчивые словесные формулы, метафорысимволы, которые соединяли в одно образное целое, понятия конкретные, описывающие окружающий мир, и абстрактные, из сферы морали, нравственности, веры, богословия.
Поэзия Сергея Герасимова – настоящая, и этим все сказано. Выпущенная книга – серьезный результат большой работы. Каково-то будет продолжение?