Музеи исторические, краеведческие, художественные – это всё, безусловно, нужно и даже необходимо. Но не менее нужны и музеи другие. Какие именно? Да всякие! Особенно в тех местах, что считаются туристическими и курортными. Хотя бывает и наоборот: когда именно обилие разнообразных музеев делает некий населенный пункт привлекательным для туристов.
Примеров тому – масса: Углич, Мышкин… В нашем регионе с этим пока слабовато, даром что Верхневолжье, а уж тем более Селигер, считаются как раз местами, притягательными для туристов. Впрочем, некоторые подвижки все же есть. Например, «Музей забытых вещей» в Осташкове.
Художник Игорь Афанасенко переехал сюда с Украины четверть века назад. Где только не работал! А однажды попался ему на глаза хлам, оставленный заезжими гастролерами из Москвы – антикварамиперекупщиками. Собственно, «хлам» – именно в их понимании: неинтересные в плане перепродажи старинные и не очень вещи, предметы быта, письма, фотографии… И решил Игорь Афанасенко, что пропасть это не должно. И – основал этот самый музей, который теперь, за годы своего существования, весьма разросся и по праву превратился в одну из городских достопримечательностей.
Экспонаты здесь и дореволюционные, и послереволюционные, но больше всего – совсем недавние, многим знакомые, советские. Кроме того, часть экспозиции Игорь Александрович отвел и собственным творениям – в любимом стиле стимпанк. И уже сейчас музей с огромным трудом помещается в те несколько комнат, что ему выделены, а люди несут всё новые экспонаты…
– Чувствуется, что людям это интересно, это им нужно, – рассказывает создатель и хранитель музея. – Часто бывает так, что приходят экскурсанты – мрачные, хмурые, усталые. А через некоторое время смотришь – повеселели, уже поют под пластинки, а то и танцы устраивают…
Не так давно в музее побывал и глава региона Игорь Руденя. В книге посетителей он оставил такую запись: «Уважаемому Игорю Александровичу. История, которую Вы собрали, является историей Великого Государства и Великого и трудолюбивого Советского народа!». Вот так. До слова. До буквы.
История – любопытная наука. Одни ее пишут, другие переписывают, но лишь память народная решает, какие ее эпизоды достойны вечной памяти, а какие – нет. Что стоит вспоминать, а возможно, и возрождать, а что можно и забыть. Впрочем, лучше не забывать ничего. История этого не любит.
Игорь БОГАТЫРЁВ
Фото автора
Осташков