В этом уникальном частном музее работают первые советские телевизоры, а на огороде стоят доты времен Второй мировой войны
Деревня Большая Волга стоит на реке Волге. Но Волга здесь, в Селижаровском районе, совсем не большая. Это речка шириной метров в тридцать, текущая в каменистом глубоком ложе. Трудно представить, что именно она – сток огромных Верхневолжских озер, а выше деревни, совсем рядом, первая плотина на Волге: Бейшлот. Здесь близость озерного края уже не чувствуется. Селижарово в четырех километрах, но это опять-таки совершенно незаметно, потому что прямой дороги для машин нет, а окольная – вдвое длиннее и тоже неважного качества. Дорога идет по лесу, заворачивает у внушительного бетонного дота, прекрасно сохранившегося, но теперь совсем мирного и заросшего черничником и низким сосновым подлеском. Еще немного – и пересечён оплывший и незаметный здесь «окоп», противотанковый ров 1941 года. И вот деревня.
Деревня совершенно дачная, хотя многие дачники живут здесь постоянно. Место очень тихое и доброе. Особенно симпатично, что никто не строит себе огромных хором: слава Богу, люди здесь понимают, что есть красота более достойная сбережения, чем кичливая современная роскошь собственной кухни или спальни.
Москвич Виктор Владимирович Петрикеев (на снимке) создал здесь музей, как он сам называет, «сельского быта». Он переселился сюда несколько лет назад на постоянное жительство, а впервые попал в Селижаровский район много лет назад, приехав в гости к приятелю. Теперь завел хозяйство, коз и пасеку, супруга устроилась работать врачом в Селижаровскую ЦРБ, где ее приняли с распростертыми объятиями.
Сам Петрикеев выстроил несколько небольших домиков для гостей и родственников, которых много приезжает к нему летом, а здание бывшего клуба, списанное и снятое с баланса района, переоборудовал под музей. Музей существует фактически три года, но здесь есть что посмотреть.
Главная «фишка» собранных экспонатов – их пригодность к работе и функциональность. Создатель музея – кандидат технических наук, доцент одного из московских вузов. Собранные им по домам жителей экспонаты – произведения недавнего, но уже подзабытого прошлого. В шутку ему говорят: когда кризис совсем прижмет, вода, газ, электричество кончится, мы все к тебе придем.
Шутка шуткой, а Селижаровский район до 1968 года не знал электричества, зато знал и немецкую оккупацию в 1941 году, и прифронтовое положение в 1942–1943 годах. Обе воюющие стороны принесли такое количество техники и просто военного железа, какового в этих краях отродясь не видывали. Местные жители активно пользовались всем этим техническим прогрессом, так внезапно на них свалившимся.
Больших боев в 1941–1942 годах вокруг деревни не случилось. Поэтому осталось и население, и даже кое-какие довоенные дома. В 1942 году началось строительство масштабных советских укреплений, на которые было согнано много народу. Тогда и появились бетонные доты, стоящие по всей Волге, памятник решимости нашей армии устоять, если бы немцы вздумали повторить поход на Москву. К счастью, немцы на Москву больше не пошли.
В 2008 году Виктор Петрикеев откопал на своем огороде прекрасно сохранившийся бетонный пулеметный дот с подлинной надписью: «Т 19.5.42 А73». Дот стал самым крупным экспонатом музея, на него были установлены мемориальные доски с именами жителей деревни, которые погибли на фронте (41 человек), и тех, кто вернулся (всего 18).
– Я лично считаю, что это правильно: увековечить и имена тех, кто вернулся с войны. Их ведь обычно забывают, а здесь вот они не забыты, – говорит хозяин музея.
На доте стоит муляж 82-мм миномета, впрочем, это сделано больше для ребят, которым музей очень нравится; подлинная от миномета только плита.
Зато в музее много подлинных военных мелочей, оставшихся в изобилии на чердаках и в домах крестьян. Многие из них необыкновенно интересны: немецкие и наши снарядные корзины, ранцы и сундучки, ложки, гильзы, каски – все шло в хозяйство в послевоенное нищее время. Вот русские котелки, есть с надписями. Одна особенно трогательна: ловко нацарапанная на котелке свинья с воткнутой в нее вилкой и надписью: «Приятного Опитита». В обороне без боев было время и на такое творчество. Если память о войне когда-то будет необходима в нашей стране, то реально воскресить и наполнить содержанием ее можно будет только такими мелкими вещицами.
Но музей – «сельского быта», а значит, переходим к быту. Далеко не все вещи из этой деревни, есть и московские, и покупные, но для эффекта подлинности они более чем уместны. Сельский быт в основном послевоенный (что справедливо для этой местности, где более ранние вещи почти утрачены), но он очень мало отличался от более раннего. Несколько радиоприемников (все работают и подлинные – из Селижаровского района). Или большой и нескладный КВН-49, один из первых советских телевизоров. Петрикеев включает его, раздается жужжание, забытое мною еще в раннем детстве, хотя у нас стояли тогда гораздо более поздние, но такие же удивительные приборы, которые «разогревались».
– Я уж не стану заливать воду в линзу, хотя можно, – замечает мастер. – Увидим и так.
Еще несколько минут, и на стареньком телевизоре почти без помех появляются изображение и звук. Какие-то посетители московского супермаркета, кажущиеся отсюда инопланетянами, оценивают «контрольную закупку». Представляю щенячий восторг ребятишек от подобных демонстраций, ибо даже у меня округлились глаза от такого чуда.
Хозяин явно радуется и продолжает «шоу». Он демонстрирует установленные на музее ручные сверлильные станки:
– Тоже, видите, электричество не требуется, а я выпросил из металлолома, отреставрировал – работают.
Работает у него почти все, а что не работает, до того просто руки пока не дошли.
В итоге хочется воскликнуть: сколько на свете чудесного за пределами нашего уже привыкшего потреблять дешевый ширпотреб мира! И сколько у нас талантливых людей!
Павел ИВАНОВ