В России сейчас осталось мало профессиональных художников, работающих в технике гобелена. В Твери едва ли не единственный мастер, который ткет свои картины и достигает при этом высоких художественных результатов, – заслуженный художник России Анатолий Войтов.
От его графики, а еще больше – тканых полотен захватывает дух у каждого, кто входит в залы музейно-выставочного центра имени Лизы Чайкиной, где в эти дни проходит выставка (6+). Всадники, кони, птицы, дома, очертания фигур, отсылающие к теме изгнания из рая, беспредметные композиции, таинственные образы, глубокие цвета – на них хочется смотреть и размышлять, почему это так волнует, и как удалось художнику совместить мощь архаики с остротой современности. В его гобеленах много музыки – кажется, слышны низкие звуки органа, тревожный рокот трубы, ритм полновесного симфонического оркестра.
– Очень сильная выставка, – сказал на церемонии ее открытия председатель регионального отделения Союза художников России Геннадий Самойлов. – Войтов постоянно ищет и всегда находит что-то новое – иное ритмическое существование, иной образ, идею, исследует возможности изобразительного языка. Он человек скромный, не любит, чтобы ему пели дифирамбы.
Это так. Анатолий Войтов отшутился, выступать перед собравшимися с речью не стал. Но на наши вопросы ответил, хотя в его словах было много непонятного, парадоксального и очевидное желание избежать пафоса:
– Библейский мотивы? Нет это абстрактные композиции, приложенные к этим мотивам. Этой мой прием. Это способ пошутить, посмеяться. Я занимаюсь композицией, сюжет только добавляется к ней. После окончания института был выбор – или заниматься чем-то абстрактным, или создавать узнаваемые образы. Выбрал второе, но работа с материалами, фактурой – чисто абстрактные, формалистские. Я себя считаю стопроцентным формалистом, сюжет для меня не имеет никакого смысла.
Он не только выступает автором идеи и эскиза, но и всегда занимается ткачеством собственноручно, не прибегая к помощи исполнителей. Материалом для работы служи лен – он дает красивые благородные цвета, и шерсть – мягкая не годится, должна быть грубая шерсть, из которой в деревнях носки вяжут. Неудивительно, что у художника во время работы все пальцы заклеены пластырем, который он в процессе ткачества постоянно меняет.
– Видите большое полотно, – показывает Анатолий Войтов. – За день могу соткать сантиметр, а может и три. Сажусь и тку. И не распускаю: куда поведет. Может это предложение Бога, тонально и по фактуре. Есть теория ошибки, если вы знакомы с Абраамом Молем: в каждом гениальном произведении заложена ошибка. Если ее нет, нет и произведения.
Как заметил художник, у него бывают периоды, когда хочется позаниматься композицией – в темпере, гуаши, акварели, потом он выходит на масло. Иногда хочется поплотничать, что-то из дерева смастерить – вот это доставляет большое удовольствие. И рыбалка.
А еще он ведет натурные классы. В те годы, когда он готовился поступать в институт, в городе было пять-шесть мест, где можно было рисовать «обнаженку», – в студии при Союзе художников, в Доме учителя, в ДК «Химволокно» и даже Дворце пионеров. Сейчас такого разнообразия нет, а ведь чтобы поступить в художественный вуз, без этого умения не обойтись, нужны эти занятия для профессии и состоявшимся художникам.
Первая работа Анатолия Войтова, дипломная, попала на всесоюзную художественную выставку, и с тех пор он – участник всесоюзных, всероссийских и региональных выставок. Одна из первых его выставок проходила в Манеже. А первый масштабный вернисаж состоялся в Твери в центре имени Лизы Чайкиной в 1997 году.
Вообще-то персональная выставка для любого художника – событие, но Войтов считает ее делом обыденным. Если она его и интересует, то как возможность посмотреть на свои работы в другом интерьере, чтобы понять свое направление на данном этапе. А сколько их, персональных выставок было, говорит художник, он не знает: «Я цифрами не занимаюсь».
Кстати, в эти дни в Москве, в Новой Третьяковке на Крымском валу, проходит Всероссийская выставка «Грани Победы» (6+), где представлена работа и Анатолия Войтова. Как и нынешняя тверская, она действует до 20 мая.