На малой сцене тверского театра драмы – премьера, да не просто новый спектакль, а дипломная работа актера Алексея Майского, выпускника санкт-петербугского института сценических искусств и одного из ведущих актеров труппы ТАТД.
Для своего режиссерского дебюта Алексей выбрал ныне почти забытый, а когда-то весьма популярный водевиль «Аз и Ферт, или свадьба с вензелями» русского драматурга Павла Федорова.
Павел Федоров в эпоху правления императора Николая I служил то по почтовому ведомству, то чиновником по особым поручениям, и даже в знаменитом III Отделении успел отметиться. Однако высшей точкой его карьеры стало управление репертуарной частью всех столичных театров, и на этом посту он умудрился стать настоящим кошмаром режиссеров и драматургов.
Главным театральным цензором Павел Степанович прослужил 36(!) лет, то есть почти всю николаевскую эпоху. И вышел в отставку в чине действительного статского советника, это соответствовало генеральскому званию в армии. Такой вот генерал от театральной цензуры.
В истории русского театра он остался еще и как автор десятков водевилей, юмористических пьес, которые ставили все петербургские театры. Пьесы Федорова хорошо принимала и публика. Это были такие забавные анекдоты, случаи, сюжеты, очерки нравов столичной жизни, которые пользовались огромной популярностью в те годы.
Впоследствии большинство этих водевилей были наглухо забыты, но вот пьесе «Аз и Ферт, или Свадьба с вензелями», более известной как «Свадебный переполох», можно сказать, повезло. Из всего водевильного наследия Павла Федорова она получила воплощение и на экране – в 1947 году вышел фильм «Старинный водевиль», где главную роль сыграл Максим Штраух – на минуточку, основной исполнитель роли В.И. Ленина на советском экране.
Сюжет этой пьесы, жанр которой драматург определил как «водевиль-шутка», крутится вокруг двух букв – «Аз» и «Ферт». Богатый Иван Андреевич Мордашов, желая поскорее выдать замуж дочку Любушку, в приступе самодовольства украшает все приданое дочери – английское постельное белье, столовое серебро и могучий обеденный сервиз на 24 персоны – инициалами «АФ», чтобы потрафить жениху, Алексею Фурсикову, из состоятельной семьи. Но помолвка расстроена, и теперь у Ивана Андреевича одна задача – найти жениха, инициалы которого совпали бы с вензелем «АФ» на приданом!
Перед нами проходят честный и талантливый учитель живописи Антон Фадеев и явный проходимец, владелец сигарной лавки Август Фиш. И все это только для того, чтобы не ставить отца семейства в неловкое положение.
«Свадебный переполох» — режиссерский дебют Алексея Майского. И спектакль оставляет впечатление уверенной, самостоятельной и профессиональной работы. Алексея мы знаем как актера, причем самые сильные его работы – это роли в спектаклях по русской классике: Желтков в «Гранатовом браслете», Петя в «Вишневом саде», Афраний в «Мастере и Маргарите»… А в «Переполохе» появляется в водевиле в роли учителя Фадеева.
Спектакль вообще собрал хороший актерский ансамбль. Великолепна игра артиста РФ Андрея Журавлева в роли комичного отца семейства Ивана Андреевича, хороша Виктория Козлова в роли Любушки, отличный Никита Березкин, пройдоха Август Фиш, каждое появление которого на сцене вызывает смех.
А поскольку это водевиль, то по законам жанра актеры поют и танцуют. Поют не так плохо, как я, честно признаюсь, ожидал. А танцы, поставленные Натальей Черниной, вообще хороши. Актеры с азартом погружаются в страсти, кипевшие почти два века тому назад. И эта история заставляет нас смеяться и аплодировать. Поздравим Алексея Майского с интересным и небанальным дебютом.