Зарплата в 350 рублей считается очень хорошей. Работа снабженца на автобазе – престижной. Одинокие женщины не боятся гулять вечером в парке. Номера телефонов сохраняют в записной книжке (бумажной). Добро пожаловать в советскую действительность, в «Скамейку» (18+) по пьесе Александра Гельмана. На малой сцене Тверского театра драмы свою постановку «Скамейки» представил режиссер и актер Александр Сафронов.
Александр Сафронов традиционно воплощает на сцене лучшие произведения советской эпохи. Три года назад он стал лауреатом губернаторской премии за спектакль «Василий Теркин» (12+). До этого он дважды обращался к творчеству Василия Шукшина – в «Энергичных людях» (18+) и «Охоте жить» (16+). Драматургия Александра Гельмана, очень советская по духу, – логичное продолжение творческого поиска. Пьеса была написана 40 лет назад, в 1983 году (а самому Александру Гельману недавно исполнилось 90 лет, и тверская постановка – по-своему уникальный повод поздравить драматурга с юбилеем).
На скамейке в вечернем парке встречаются мужчина и женщина. Мужчина – типичный командировочный, который рыщет в поисках любовных приключений, кадрит одиноких женщин, чтобы получить роман на одну ночь. Но тут нашла коса на камень: он не узнает в женщине, вроде бы принимающей его знаки внимания, ту, с которой он провел ночь год назад – и совершенно забыл об этом. Теперь им предстоит познакомиться заново – и эта встреча станет поводом многое переосмыслить в их жизни…
«Скамейка» – действие камерное, когда невозможна малейшая фальшь в интонациях и мизансценах. И здесь надо отметить выбор актеров. Если Викторию Козлову мы знаем давно и много раз радовались ее ролям, то Вячеслав Хархота сравнительно недавно (два года назад) пришел в труппу Тверского театра драмы. «Скамейка» – его первая крупная роль, не считая Великатова в «Талантах и поклонниках» (16+), и он образцово с ней справился, продемонстрировав мощный актерский темперамент, обаяние, нестандартное раскрытие образа своего героя. По ходу действия с его персонажа, как кожура с луковицы, слезают все новые и новые слои придуманных деталей биографии, имен, мест работы – и на наших глазах происходит постепенное саморазоблачение человека, которое оказывается пугающим для него самого. Так же точна игра Виктории Козловой: она постепенно раскрывает драму страдающей женской души, измученной одиночеством, тщетными надеждами и – да что уж там – мужским предательством.
«Скамейка» – замечательный пример «социально-психологического» жанра, когда история, начавшаяся как бытовой, заурядный сюжет (подумаешь, встретились двое, сидят на скамейке), разрастается до масштабных моральных и философских обобщений. И это сделано убедительно, талантливо, ярко. Поэтому очень рекомендуем не пропустить эту премьеру.