В Тверском выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась экспозиция «Наряды в отраду» народного мастера России, лауреата премии Правительства РФ «Душа России», выдающегося деятеля культуры Надежды Бариновой.
Выставочная деятельность Надежды Бариновой началась давно – с небольших передвижных экспозиций в краеведческих музеях Тверской области. Первая персональная выставка в выставочном центре имени Лизы Чайкиной стала результатом многолетней деятельности мастера. Огромный зал, в котором разместилось впечатляющее количество экспонатов, с трудом вместил желающих присутствовать на открытии.
Здесь представлены образцы вышивки, ткачества, реконструкции, головные уборы, панно, куклы: универсальный мастер работает во всех техниках и всех видах народного искусства. Она в совершенстве владеет разными видами вышивки, с большим знанием дела занимается народным костюмом, который составляет основу экспозиции.
Праздничный костюм – особая тема для мастера, она стремится восстановить утраченные технологии и научить этому других людей. Как сказала Надежда Баринова, Дом народного творчества предоставляет прекрасную возможность для популяризации знаний, накопленных многолетним опытом.
На выставке можно увидеть настоящий тверской народный костюм конца XIX – начала XX века, точнее, его реплику. Вот, например, мужской костюм, который, кроме своего непосредственного назначения, использовали еще и для того, чтобы похвастаться мастерством рукодельной жены. Даже невидимые с внешней стороны края костюма обработаны любовно, очень тщательно, с использованием сложной технологии.
Женский костюм – и сложнее, и наряднее, а, кроме того, он еще и физиологичный: когда его надеваешь, спина выпрямляется, осанка становится другой. У женщины в сарафане, с его утяжеленной спинкой, появляется стать. Надежда Евгеньевна напомнила русскую пословицу «Наряды – в отраду, а других и даром не надо» и, рассказывая об этих экспонатах, заметила, что в праздничном костюме человек и ведет себя по-другому.
По тому, как одета женщина, можно было понять, из каких она мест, ее возраст, замужем ли она, есть ли дети. Цвет костюма указывал на статус и возраст: например, красный сарафан пожилая женщина не надевала.
Коса — краса
У девушки должна быть красивая, длинная коса, в которую, чтобы она выглядела более толстой, даже вплетали лен. Как говорили в старину, моя русая коса всему городу краса. И ее следовало заплетать до самого кончика. А девушка-сирота, наоборот, свою косу заплетала не до конца. На голове должна быть девичья повязка, при этом макушка оставалась открытой, это означало, что пришло время ее сватать. Накосник – лента или треугольная подвеска, которая привязывалась к косе, – была показателем рукодельности девушки, а значит, повышало шансы удачно выйти замуж.
Весь костюм организует головной убор, он не только завершает образ, но и придает статусность. На выставке можно увидеть несколько образцов сороки – старинного женского головного убора. На свадьбу одевалась вышитая золотом сорока, которая носилась до рождения ребенка. Пожилая женщина носила сороку, украшенную сплошной вышивкой шерстью, без золота. Соотношение шерсти, пайеток и золота менялось в зависимости от возраста женщины: чем она старше, тем меньше золота и больше шерсти использовалось при вышивке. Белая сорока указывал на то, что ее обладательница – вдова.
Также информативной была и форма головного убора, она указывала на место жительства женщины.
Игра в свадьбу
Надежда Баринова ведет два востребованных у любителей традиционного искусства обучающих цикла – народного костюма и ткачества. Чтобы узнать основы этого искусства, к ней регулярно приезжают люди из разных районов Тверской области. Интерес к традиционной культуре довольно велик. Люди стремятся лучше узнать ее: к сожалению, в прежние десятилетия масскультом была извращена подлинная народная культура, в частности, все, что связано с народным костюмом.
Значительную часть экспозиции составляют куклы. Есть предназначенные для игры в свадьбу – это чтобы дети, став взрослыми, знали традиции и играли свадьбу по-настоящему.
Вторая коллекция кукол выполнена в студии традиционных ремесел «Супрядки», которую организовала в Тверском Доме народного творчества Надежда Баринова. Ее ученики занимаются женским костюмом и ткачеством, но кроме того, у каждого из них есть свое хобби – куклы, вышивка, плетение поясов или кружев. И они решили сделать куклы в костюмах смоленско-тверского пограничья. Таким образом, на выставке можно видеть костюмы в настоящем размере и в их уменьшенном виде, на куклах.
Еще одна часть кукол посвящена тверским ремеслам – начиная с изготовления изделий из льна: как он вырос на поле, как его пряли, сновали, ткали, и заканчивая ткачеством, вышивкой, кружевоплетением, валянием из войлока, гончарным промыслом.
Красиво и практично
Как заметила мастер, народный крой выверен веками, в нем важны даже не столько красота, сколько практичность, удобство в носке. Крой рукава позволяет руке легко двигаться вверх и во всех направлениях, и одежда при этом не задирается. Места для вышивки тоже очень выверены: горловины, манжеты, подол расположены там, где человеческое тело «выходит» во внешний мир, и значит, требует защиты. На подсознательном уровне это воззрение сохраняется до сих пор.
А обережные узоры орнаментов сформировались даже не века, а тысячелетия назад. Что интересно, древние узоры сходны в любом регионе планеты. Представители разных народов, указав на тот или иной узор, утверждают, что это их национальное достояние.
Мужской и женский костюм дополняет пояс, который имел сакральное значение. На выставке можно увидеть огромную коллекцию поясов, невероятно разнообразных по цветовой гамме, орнаменту, рисунку, технологии изготовления. Некоторые даже снабжены словесными посланиями: «Если любишь – не стыдись и любовь открой, а не любишь – откажись, мое сердце успокой. Люблю я тебя, как ангел Бога» выткано на одном из поясов.