Тверская иконописная школа существует с XIII столетия, а в XV веке достигла своего расцвета. К сожалению, немного осталось икон, написанных в те давние времена. И теперь их можно видеть только в музеях. Самые старые иконы в современных тверских храмах имеют возраст около трехсот лет, и это настоящие раритеты.
Но живо старое ремесло иконописца. Пережившее века, в Твери оно имело множество последователей, украшавших местные храмы в XVII, XVIII, XIX веках. В те времена в городе работали десятки мастеров. Упадок иконописи произошел только в советское время, когда массово разрушались храмы, сжигались иконы. К сожалению, не были сохранены в те годы традиции иконописания на Тверской земле – в 1990х годах их пришлось возрождать заново.
Так появилась в 1990–1991 годах мастерская Андрея Запруднова, к которой так или иначе оказались причастны большинство работающих ныне в Твери иконописцев. Это Валерий и Наталья Колтовые, Ирина Куприянова, священник Димитрий Мамонов, Елена Антонова и другие. Современные тверские иконописцы работают как для храмов Твери, так и на заказ – для церквей во всех уголках России и за рубежом.
Раньше, еще сто лет назад, стиль и особенности местных икон определялись мастерской, где будущие иконописцы проходили длительное обучение. Начинали ученики писать фоны, одежды у святых, здания; и лишь после специального обучения и накопления известного опыта церковной жизни начинали писать лики святых. А вот вид икон зависел тогда от заказчика. Уже в XIX веке многие мастера могли написать икону «под старину» для заказчиковстарообрядцев, или «по моде» для желающих иметь икону с портретными чертами любимого человека. Поэтому среди дореволюционных икон встречаются и шедевры, и откровенный ширпотреб. И современные мастера при создании новых икон стараются обращаться к произведениям «золотого века» иконописи – XV–XVI столетий.
Нынешние иконописцы находятся в сложном положении. Традиций нового иконописания еще не сложилось. Сегодняшние мастера фактически сами формируют современную церковную эстетику. От того, какими иконами теперь украшаются храмы, зависит очень многое. Входящий в храм впервые человек еще не знает молитв, может не читать Евангелие. Но первое, что он видит в храме, – это иконы. И от того, как святой на него «взглянет», человек настраивается на дальнейшее. Ответственность и личная святость – вот черты, которые всегда отличали настоящего иконописца. Ну, и высокой профессиональной выучки никто не отменял. А в нее входит знание классического рисунка, умение работать темперой и маслом, знание истории церковного искусства и многое другое.
Нелегкий и ответственный, но и благодарный труд – иконопись…
Илья СЕРГЕЕВ
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ