Великий музыкант земли Русской, бежечанин Василий Васильевич Андреев сделал сиротиночкубалалайку достоянием всего мира. Созданный им Великорусский оркестр народных инструментов, где балалайка и домра были главными инструментами, обессмертил имя композитора и дирижера.
Тверская школа искусств № 3 имени Василия Андреева – одна из верных хранительниц традиций народного музыкального творчества. Ее директор Наталья Богданова (на снимке) – известная тверская домристка, участница ансамбля «Губерния» и муниципального оркестра русских народных инструментов, согласилась ответить на самые неудобные вопросы.
– Как школа обрела имя великого музыкантанародника?
– Когда я училась в Воронеже, мои сокурсники завидовали: «Ты с родины Андреева!» Родина Андреева была для них святым местом, музыкальной Меккой. Но на вопрос: «Как там у вас, на родине Андреева?» – мне, по большому счету, нечего было ответить. Когда в 2003 году я стала руководителем школы, то было принято коллективное решение присвоить нашему учебному заведению имя нашего земляка и свято – не побоюсь этого высокопарного слова – следовать традициям великого музыканта. Ведь при его жизни и под его влиянием оркестры русских народных инструментов появились во всем мире.
– И как осуществляются ваши благородные намерения?
– Мы очень стараемся. Но, к сожалению, не чувствуем помощи государства в сохранении национальной музыкальной культуры. Нет ни проекта, ни программы ее развития.
Вы не хуже меня знаете, как поддерживается национальное творчество, культура в других странах мира. Да что далеко ходить – яркий пример Белоруссия, другие бывшие республики СССР, республики Северного Кавказа. К Чеченской Республике может быть неоднозначное отношение, но то, что там сохраняются традиции национальной культуры, – неоспоримо. Лезгинку выходцы с Кавказа пляшут даже на столичных улицах. А вы видели, чтобы в наших городах на улицах плясали русские танцы или пели русские песни?
– В России не появился второй Андреев?
– Энтузиастов, конечно, не такого высочайшего уровня, много. Изменилось время. Русские народные инструменты перестали быть востребованы. Во многих музыкальных школах преподаватели домры и балалайки взяли в руки гитару. Мы подстраиваемся под учеников: хотят гитару – пусть играют. Но ведь процесс воспитания – это восхождение от азбучных истин к истинным ценностям. Надо учить играть ребятишек не на «досках», а на хороших инструментах. А денег на их приобретение нет. Концертная приличная домра стоит сто тысяч. Ребенок влюбляется в мягкое звучание струн, ему хочется играть еще и еще.
– Желания детей, как правило, зависят от намерений родителей. А для многих родителей образцы национальной культуры – затертые эстрадные физиономии с телеэкранов…
– Родителей нужно и можно убеждать, что существует и вечно будет существовать исконная музыкальная культура. Особенно тех, кто понимает, какие необъятные возможности музыкальное образование дает для ребенка. Развивается пространственное мышление, математические способности, способности к иностранным языкам. Все наклонности, возможно, способности, таланты детей развиваются сами собой! Это ли не чудо! Родители с музыкальным образованием прямотаки бегут в нашу школу с предложением: «Мы готовы вам помогать чем только можем!» Платные занятия музыкой все равно дешевле платы за репетиторство во много раз. Да и атмосфера в школе искусств другая, согласитесь.
– Соглашусь. Красота и гармония в умеренном количестве.
– А вы бы видели школу в Дубне! Лучше Тверской филармонии, которая признана эталоном в региональном масштабе. Там настоящий храм искусства. Какие рояли! Да что рояли?! В школе установлен орган. А наша школа существует в приспособленном помещении, здание строилось под столовую.
– Желание священнодействовать в храме – мечта каждого руководителя образовательного учреждения. Иногда это называется фантазией. В реальности другие перспективы…
– Сегодня мы становимся более самостоятельными, с января – бюджетное учреждение нового типа. Плата за обучение отменена. Только добровольные пожертвования. Но школы искусств, в принципе, не могут быть бесплатными. Вокруг одного ученика не один, а несколько преподавателей. Специфика нашей профессии. Тяжкий труд педагогов, дорогие инструменты – за все надо платить, чтобы добиться высоких результатов. Родителям сказали: «Без ваших средств нам не прожить». Для детей всегда и везде должно быть все самое лучшее. Предложили создать родительский комитет, попечительский совет.
Сейчас для школ искусств огромная проблема приобрести даже струны. Но не надо печалиться. С 2003 года – это начало моего руководства – количество учащихся выросло в два раза. Было 280 человек, а сейчас – 554.
– И все последователи Василия Андреева?
– Я же сказала, что имя школы обязывает. Одно из главных достижений – открытие фольклорного отделения. Им руководит Николай Боярских – коренной москвич, композитор с консерваторским образованием, великолепно просвещенный фольклорист. Ребятишки его обожают. Наши фольклористы выступали даже перед Президентом России. Открыли филиал в 41й школе. Возле нее ребятишки, вдохновленные хранителем традиций – Боярских, посеяли лен и все лето ухаживали за ним.
В 19й школе у нас открыто хоровое отделение. Эстрада забивает, но мы изо всех сил сопротивляемся процветанию пошлости. Наша школа – базовая по инновациям. Федеральное агентство по культуре и кинематографии в 2007 году выпустило сборник «Детские школы искусств – достояние российского государства». В нем 308 учебных заведений. Мы в том числе. Единственные в области. Общественная палата России присвоила нашей школе знак качества за подготовку инновационной программы развития.
– Значит, все не так плохо?
– Не все так хорошо. Школы искусств выпали из законодательства. Потерялось типовое положение. Это о чемто говорит? Преподавателю невозможно получить пенсию по выслуге лет. Школы искусств по новому закону – предпрофессиональные учреждения дополнительного образования. Выходит, наша задача – готовить будущих музыкантов. Но из наших выпускников профессионалами становятся немногие: из выпуска пятьшесть человек. У них долгий и сложный путь к совершенству: школа – училище – вуз. Примерно 15 лет учебы. А базовый оклад молодому специалисту – 5 тысяч 700 рублей! На наши нищенские зарплаты трудно привлечь преподавателей.
– Вы все равно верите в светлое будущее?
– Если не верить, незачем заниматься любимым делом. Счастье, что в Твери уже больше года существует муниципальный оркестр народных инструментов. Недавно мы выступали в тверской гимназии № 12. Старшеклассников в зал пришлось организовывать. Добровольно на домры и баяны они вряд ли бы пошли. Нынешнюю молодежь трудно удержать в зале, если им неинтересно. Учащиеся, помоему, впервые слушали живое звучание народных инструментов. Видели бы вы, как они нам аплодировали, как от общения с великой музыкой горели их глаза! Раньше они, видимо, и понятия не имели, что существует народное музыкальное искусство.
Андреев призывал идти с народными инструментами в народ. Балалайки появились в каждом доме раньше гармоней. Используя совет земляка, идем к молодежи. Рано или поздно, но люди обязательно приходят к своим истокам.
– Очень хочется, чтобы этот путь был как можно короче…
Валерий БУРИЛОВ