Наина Хонина. Амнезия. Исповедь актрисы в письмах, монологах и диалогах. Роман. 2013. – 384 с.
«Всякая экономика, в конечном счете, сводится к экономии времени» – закон, сформулированный еще Марксом, на мой взгляд, не более чем красивая фраза, и, по крайней мере, сегодня совершенно не действует. Казалось бы, человек научился преодолевать огромные расстояния, затрачивая при этом минимум времени и усилий, в его распоряжении умнейшие машины, чудодейственные препараты и технологии, способные в кратчайшие сроки решать самые сложные задачи и проблемы, а у него, бедолаги, времени с каждым витком спирали все меньше и меньше. Даже, пардон, на Интернет не хватает. Чего уж там говорить о книгах, да еще написанных в таком «старорежимном» жанре, как роман. Их, пожалуй, уже никто и не пишет.
Не станем принимать в расчет сотни маленьких дешевых (во всех отношениях) изданий, что томятся в застенках газетных киосков в ожидании очередного «глотателя пустот».
Впрочем, на днях столкнулся, если хотите, с исключением из подобного правила. Признаюсь, поначалу я несколько настороженно отнесся к этому произведению. Не самое оригинальное название («Амнезия»), почти банальный подзаголовок («исповедь актрисы…») – уж кто только из служителей кинопоптеатральной индустрии не «исповедовался» в бумажных и электронных СМИ, в распространенной нынче мемуарной литературе.
Однако передо мной был действительно роман с его масштабным развернутым рассказом о жизни и развитии личности главной героини на кризисных, нестандартных перипетиях ее судьбы.
Но, как водится, встречают по одежке. Посмотрим, во что «одет» роман. Обложка сразу вызывает интерес, даже уважение, если хотите. Художник Вячеслав Веселов обращает наш взор к театральному занавесу глубинным цветом старого бархата. В овальной старинной раме в центре портрет аристократки начала XIX века. Так это ее исповедь? Любопытно. Открываю книгу – посвящение: «Моим коллегам актерам, для которых театр – Храм». Храм? Пожалуй, предстоит не просто заглянуть за театральные кулисы, а испытать нечто большее – настраиваюсь соответственно. Идем дальше: обращение к читателю. Пролог. Бросается в глаза изящество и разнообразие шрифтов. В этом издании присутствует своя оригинальная эстетика. Вот, собственно, и начало. Часть первую «Жизнь прожить – не сцену перейти» предваряет эпиграф из Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Серьезный настрой нагнетается…
Дальше попадаешь в театральную воронку событий, которые втягивают и не отпускают до самой последней строки. Ты становишься не просто их соглядатаем, но соучастником, начинаешь жить жизнью героев семьи Широковых. Анна – актриса областного драматического театра. Василий – солист филармонии. Они живут с тобой в одном городе КалининеТвери, ходят по одним и тем же улицам, кажутся до боли знакомыми. Похоже на какуюто мистификацию: автор явно «запудривает мозги». На какоето время теряешь бдительность и отдаешься плавному течению повествования, как вдруг очередное событие выскакивает изза поворота сюжета и ошарашивает тебя своей неординарностью и неожиданностью.
В двух словах это история преодоления пути героями романа от Храма светского, театрального к Храму Божьему. Долог был их путь, растянувшийся по времени на тридцать лет, но они дошли.
Роман «Амнезия» – книга из тех, которую ты, возможно, взял в руки, чтобы забыться, отключиться от дел, да вдруг сам и не заметил, как увлекся ею. Книга, которую нельзя проглотить в полусне, с нею нельзя забыться.
Наоборот, она заставляет проснуться. В ней все всерьез, все взаправду. И даже если ты в сердцах захлопнешь ее, она не оставит тебя в покое. Боль и страдания, переживаемые ее героями, будут камнем лежать на твоем сердце. И тебе будет так же трудно преодолеть эту боль, как если бы она была твоей собственной.
Очень даже советую вам самим в этом убедиться.