Гоголь, как известно, свою пьесу «Женитьба» не любил. Он писал ее десять лет, но она оказалась скучна для публики.
«Женитьба» бедна драматургически. Перед нами толкутся женихи, явившиеся за благосклонностью богатой невесты. Распускают перед ней свои облезлые хвосты, интригуют, ссорятся. Главный жених, как выясняется, вовсе не хочет жениться – его приятель привел, решив оженить своего товарища «на спор». Все режиссеры, которые брались ставить эту пьесу, как-то старались раскрасить ее действие. Кто-то брал играть мужчин на все женские роли. Кто-то превращал лирический фарс в тяжелую социальную «чернуху».
В Тверском театре драмы Андрей Цисарук поставил «Женитьбу» (16+), избежав ненужного символизма, высмеянного еще Ильфом и Петровым. Да, из кулисы в кулису по сцене прокатывается мяч, словно символизируя тщетность усилий. Но при этом женихи, ожидая выхода Агафьи Купердягиной в прихожей ее квартиры, достают из карманов нехитрую снедь и, стесняясь, перекусывают.
«Женитьбу» нельзя назвать пьесой с единым ансамблем, она распадается на отдельные удачные роли. Великолепен Никита Березкин в роли Бальтазара Жевакина, громогласного и жизнерадостного отставного морского офицера. Константин Василенко и Александр Крайнов убедительно сыграли отставного капитана Никанора Анучкина, которому непременно надобно, чтобы будущая жена говорила по-французски и имела светские манеры. Интересным получился персонаж у Евгения Романова, сыгравшего экзекутора Яичницу, которому все эти амуры ни к чему, главное – хозяйство, и он первым делом проверяет качество флигелей и сараев. Оригинальное решение роли у Никиты Бахметьева: его Кочкарев ведет себя как обиженный ребенок, желающий, чтобы все было так, как он хочет.
Дарья Осташевская играет Агафью Купердягину. Сергей Бескакотов пытается разнообразить образ Подколесина, странного персонажа, который идет жениться и почти спит на ходу. Гоголь вообще не особенно постарался сделать персонажей «Женитьбы» хоть сколько-то глубокими, противоречивыми, серьезными. Это типичные комические маски, актерам, в сущности, и играть нечего.
А зритель невольно прикидывает коллизии гоголевской комедии к своей жизни. И грустно получается. Свах у нас нет, вместо них тиндеры всякие. Экзекуторы, засидевшиеся невесты с каменными домами в качестве приданого, походы эскадры на Сицилию – тоже не про нас. «Женитьба» – она не про женитьбу, а про то, что стоит найти подходящего человека, а он возьми и в окошко убеги. И остается только плакать и головой качать.