Михаил Рихмайер ратует за создание в области профессионального оркестра народных инструментов
Народное музыкальное творчество Тверской губернии переживает очень важные времена, во многом определяющие дальнейшую судьбу этого вида искусства, которое ныне живо только благодаря людям неравнодушным, истинно любящим русскую культуру. Случается встретить среди них уж совсем неожиданных личностей.
Так, сегодня обучение племени младых музыкантов игре на исконно русском инструменте – балалайке – в Твери проводит преподаватель, имеющий крепкие немецкие корни, – Михаил Арнольдович Рихмайер.
Родился он в селе ЮрьевоДевичье Конаковского района. Хотя род Рихмайеров идет с Поволжья. Именно сюда пару столетий назад приехал немец по фамилии Рейхмайер, которая позже ужалась до Рихмайер. В вольной русской транскрипции ее интерпретируют как спокойный или тихий мастер. Такой перевод, возможно, имеет право на существование, особенно если учесть тот факт, что основоположник династии Рихмайеров на русской земле был плотником.
Предок Михаила Арнольдовича переехал в Россию вместе с соотечественниками из Баварии в 1764 году и поселился в Саратовской губернии. Педантичные немцы жили, чтя традиции своей страны. Хозяйство у них было поставлено крепко. Кругом чистота и порядок. Было налажено свое производство сыров и мясной продукции.
В Саратовской губернии праотцы Рихмайера жили вплоть до самой Великой Отечественной войны, до той поры, пока их в принудительном порядке не выселили. Бабушка и дедушка вместе с отцом Михаила оказались в Сибири. Продолжительное время немцы жили в резервации, их права были ограничены, в том числе в получении высшего образования. Но традиции свои продолжали хранить, все больше прорастая душой в русскую культуру.
Дед Михаила и здесь играл на инструменте, который освоил еще в Саратовской области. Аккомпанируя на саратовской гармошке, он, не зная нот, исполнял немецкие песни. Делал это на любительском уровне, но так, что у всякого, кто слышал его, душа разворачивалась. Дед был вообще человеком одаренным. В Сибири, будучи по сути в ссылке, он возглавил русскую школу, преподавал русский язык и литературу.
Отец Михаила до пяти лет говорил только понемецки. Русский язык и русскую литературу выучил только в школе. Знал оба предмета лучше любого русскоязычного отличника. Подспудно у своего родителя перенимал опыт игры на гармошке. А поскольку семья жила в окружении русских, то невольно освоил и балалайку. Играл так задорно, что иные профессионалы диву давались.
Не перенять опыт деда и отца Михаил не мог. Сначала была гармошка. Позже балалайка, которая появилась в семье Рихмайеров, когда Миша был уже в пятом классе. Недорогой фабричный вариант стоимостью 7 рублей 50 копеек. Играть на нем Мишу учил отец. Первый опыт публичного выступления у мальчика состоялся под открытым небом, в поле. Он аккомпанировал местным голосистым певицам.
После восьмого класса Михаил решил, что его увлечение должно стать профессией. Поступил в культурнопросветительное училище (ныне Тверское училище культуры имени Н.А. Львова). Здесь сердца подростков любовью к русскому народному инструменту зажигала Татьяна Николаевна Таболина.
По окончании училища Михаил поступил в Астраханскую государственную консерваторию, где учился у именитого балалаечника, ныне ректора консерватории, Александра Мостыканова. Дальше будут годы преподавания в астраханских консерватории и музучилище, работа в местной филармонии. И так почти десять лет. Пока сердце не затоскует по Тверской области, где остались родители. Они и по сей день живут и здравствуют в деревне Вахонино Конаковского района.
Михаил переехал в Тверь. Начал работать в музыкальной школе и училище, продолжил исполнительскую деятельность. А два года назад освоился и с административной работой начальника отдела музыкального искусства Тверского областного Дома народного творчества. Все свободное от этого занятия время распределяется между музыкальным училищем имени М.П. Мусоргского, детской школой искусств № 3 имени В.В. Андреева, ансамблем русских народных инструментов областного Дома народного творчества «Губерния» и Тверским муниципальным оркестром русских народных инструментов.
Сам Михаил Арнольдович говорит, что ему соединение трех ипостасей в наш конъюнктурный век помогает служению русскому искусству. Не без его участия в области недавно с успехом отгремел международный фестиваль народноинструментальной музыки «Андреевские дни», посвященный 150летию со дня рождения самого знаменитого русского балалаечника Василия Андреева. Наряду с российскими коллективами в Твери выступили скандинавы и представители славянских стран. При этом любопытно, что публика, не в обиду нашим музыкантам, принимала с большим восторгом любительский оркестр русских народных инструментов «Сёдра Бергенс Балалайкур» (Стокгольм, Швеция) и оркестр народных инструментов Могилёвской областной филармонии (Республика Беларусь).
На международной арене престиж российской, тверской балалайки поднимает и коллектив «Губерния», который некоторое время назад вернулся с гастролей по Сербии. Поездка была организована по линии министерств культуры России и Сербии при поддержке Российского Дома народного творчества. В Сербии музыканты дали десять концертов. Заключительное выступление прошло в Белграде в Русском доме. В Сербии народный коллектив принимали на «ура». С абсолютным успехом исполнялись на бис «Калинка» и «Очи черные». Последнюю песню сербы считают своей национальной, поскольку сами очень похожи на цыган и все как один чернооки.
Слова этих русских песен сербы вытягивали хором от начала до конца. Чем несказанно подивили музыкантов. Поди сегодня попроси спеть молодого русского «Калинку» – в лучшем случае вспомнит только припев.
Русское народное музыкальное творчество на экспорт идет влет, а в родном отечестве переживает непростые времена. Большинство народных коллективов держатся в массе своей на инициативных фанатах.
– Балалайка может стать брендом нашей области, ее визитной карточкой, – убежден Михаил Рихмайер. – Однако ж на родине выдающегося музыканта Василия Андреева до сих пор нет областного оркестра народных инструментов. Не в пример нам собственными областными оркестрами русских народных инструментов обзавелись Смоленская и Саратовская области, а в Ярославской таких крупных коллективов два – областной при филармонии и городской.
– Для любого продвинутого политика организация и поддержка большого истинно народного оркестра была бы выигрышным шагом на пути к доверию и поддержке населения, – продолжает Михаил Рихмайер. – Народ – он ведь все понимает. Понимает, что без истинно русской культуры, без присущих ей инструментов и родного языка легко можно потерять национальную самобытность и скатиться до уровня безликого потребителя непритязательного фастфуда. Сохранение русской культуры – не это ли должно быть нашей российской национальной идеей? Нельзя размышления о ее судьбе отодвигать на десять лет. Может статься, что пройдет немного времени, и мы потеряем свое лицо навсегда. Исчезнет яркость, тонкость и чувственность, которую дарит народный инструмент.
Признаться, странно было слышать из уст потомка баварского плотника, рожденного на русской земле, подобные неравнодушные речи. Для него занятие народным музыкальным творчеством – великие радость и печаль одновременно.
Так не пора ли задвинуть подальше американские шоу и мюзиклы и прислушаться к своему, родному?! Пока не оскудела земля русская неравнодушными, талантливыми людьми. Начать можно с малого – всегото поддержать их, дать понять, что они желанны и востребованы в родном отечестве. А у нас пока как при Андрееве сто с лишним лет назад, который в мемуарах вспоминал, что «когда начинал работу по созданию Великорусского оркестра, чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу»…
Нина ТУМАНОВА