Под таким названием в тверской библиотеке имени А.И. Герцена экспонируется (до 15 июня!) авторская выставка декоративно-прикладного искусства Валентины Крусс.
Происхождение несколько витиеватого, на мой взгляд, названия выставки объяснила сама рукодельница. Она принимала участие в недавнем конкурсе, проходившем в Интернете, и обратила внимание, что наибольшей популярностью пользуются не столько яркие, контрастные, даже эпатажные ее работы, сколько, напротив, окрашенные в минорные, лирические тона, наполненные особой нежностью.
— Они-то, в основном, и представлены здесь, – подытожила Валентина Владимировна и, улыбнувшись, добавила: – Да и как еще могла назвать ее мать четверых детей, у которой по определению душа должна быть нежной?!
Так спонтанно выяснилось, что Валентина Крусс – многодетная мама, и это счастливое обстоятельство самым благотворным образом сказывается на ее творчестве. Впрочем, что бы ни происходило в жизни, так или иначе отражалось в картинах и поделках художницы. Вот почему на мой «дежурный» вопрос (это увлечение, хобби или призвание?) она ответила: «Даже не призвание – судьба!».
Все началось, как водится, в детстве. Девочке с обостренным чувством прекрасного хотелось и выглядеть соответственно: ярко, индивидуально. А в советские времена ничего подобного не было, приходилось рассчитывать на собственную смекалку и фантазию. Мама научила азам: как шить-вышивать да добра (самодельного) наживать. Так вот – не благодаря, а вопреки обстоятельствам – прикипела она к главному, сквозному делу своей жизни.
Особую роль в формировании личности художницы сыграл спорт. Помимо общеобразовательной, она окончила спортивную школу олимпийского резерва, стала мастером спорта по акробатике и кандидатом в мастера по спортивной гимнастике. Именно спорт привил ей качества победителя и лидера, причем это касается не только творческой деятельности.
На протяжении десяти лет Валентина Крусс являлась генеральным директором машиностроительного завода, единственной женщиной — руководителем подобного предприятия в России. Это были не «лихие девяностые», а последовавшие за ними – «плохие нулевые». Нулевые и в прямом, и в переносном смысле. Практически обнулилось производство, вместо фабрик и заводов, как грибы после дождя, стали появляться торговые комплексы-точки-лоточки, «дикий рынок» развивался по принципу «купи-продай». В этих условиях Валентине Крусс удалось вытащить предприятие из убытков.
– Тяжко приходилось. Негатив и усталость надо было как-то снимать, чтобы не сорваться. По ночам вышивала крестиком, работа кропотливая, требующая полной концентрации. Это спасало, подпитывало энергией. А тут еще окружающие хвалили: у тебя, мол, получается, давай, двигайся дальше! В ответ дарила свои картины, ощущая себя нужной и счастливой.
Сегодня Валентина Крусс – признанная умелица в жанре декоративно-прикладного искусства. Она с удовольствием проводит мастер-классы для всех желающих, охотно делится секретами своего дарования. Владеет не только своим любимым видом рукоделия – вышивкой лентами, но и вышивает крестиком, причем с идеальной изнанкой, что является высшим пилотажем данного ремесла. На обратной стороне не только узелочка нет, даже хвостика ниточки не найдете. «Зачем? – спрашиваю. — Все равно ведь не видно». Оказалось, есть в ее практике работы, выполненные с двух сторон, когда зритель не понимает, где изнанка, а где лицевая часть. И тут уже без идеальной техники не обойтись.
Валентина Крусс в постоянном поиске, стремится поразить зрителя творческими находками и открытиями, совершенствует навыки в области декупажа, плетения, осваивает техники ошибаны и мыловарения.
– Впрочем, – признается Валентина Владимировна, – любая работа уникальна в своей неповторимости, у каждой своя дактилоскопия. Хотя вроде бы иголки одинаковы, нитки, ленты… Это как в музыке: семь нот, а какое безбрежное разнообразие мелодий и звуков!
Очень советую посетить эту замечательную выставку, где на каждой картине и поделке незримая печать эксклюзивного дарования.