Исполнилось 70 лет актрисе Людмиле Чурсиной
людмила Чурсина – явление советского кинематографа. В 28 лет она стала самой молодой народной артисткой РСФСР, минуя заслуженную. Ее первая роль в картине «Донская повесть» сразу принесла ей всесоюзную славу. Фильм, поставленный по рассказам Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка», вошел в классику отечественного кино. В этой картине свою единственную трагическую роль на экране сыграл Евгений Леонов. Он вспоминал, как впервые встретился на съемочной площадке с молодой партнершей. «Как же я с этой дылдой играть буду!» – посетовал Леонов постановщику картины Владимиру Фетину. В картине актер должен был изображать любовь с дебютанткой. На самом деле чувство вспыхнуло у Фетина и Чурсиной, и это было взаимно. Режиссер был старше актрисы на 14 лет, тогда это казалось огромной разницей.
Владимир Фетин стал первым мужем актрисы и вторично прославил ее в картине «Виринея» – тоже классике советского кино.
Личная жизнь Людмилы Чурсиной была тайной за семью печатями. Человеку такого таланта, воли и обаяния не было никакой необходимости привлекать внимание к своей персоне откровениями о любовных связях. В молодости (да и сейчас) она была поразительно красива. Мужчины говорят так: все было при ней – лицо, фигура, рост (
Зрители знают эту актрису прежде всего по ролям в кино. На экране она не носит маску, как в теперешних «шедеврах», а живет человеческими страстями. Такое доступно только нашим великим актрисам.
В ее послужном списке есть проходной фильм под названием «Обещание счастья». Проходной не потому, что актрисе не удались характеры. Просто он был снят на Ленинградском телевидении и там же показан. Страна его не видела. Однако в этой картине постановщик Лев Цуцульковский, дебютировавший в игровом кино, собрал только настоящих звезд кино. Партнерами Чурсиной были Олег Ефремов, Юрий Яковлев, Петр Вельяминов. В середине 1970х их популярность зашкаливала. К тому же сценарий был написан по трем рассказам интеллигентнейшего писателя Константина Паустовского. Но главный сюрприз – в трех новеллах Людмила Чурсина играла трех разных женщин! И все они были характерно совсем не похожими друг на друга! Ради этого киноманам стоило бы отыскать картину и насладиться настоящим искусством актерской игры.
Лев Цуцульковский снимал натуру в городе Калинине и его окрестностях. Кстати, режиссер – дед ныне известной по сериалам актрисы Марины Могилевской. Ленинградцу очень хотелось внимания прессы (а кому из киношников ее не хочется?). Поэтому журналиста областной газеты он встретил с распростертыми объятиями и попросил поездить с группой на съемки. Один из эпизодов снимали гдето за Рябеевом на берегу Волги. В автобусе ехала вся съемочная группа, но главным объектом внимания, вне всякого сомнения, была Людмила Чурсина. Вокруг нее крутились все, особенно преуспевал режиссер, для которого звезда была гарантией качества картины. Он и познакомил робкого еще журналиста с главной героиней. «Ой, – сказала она, – а я не готова фотографироваться!» Кокетливо поправила шерстяную шапочку. Актриса была даже без макияжа. Но истинная женская красота всегда естественна, «загрунтовать» можно кого угодно. К вопросам Людмила Алексеевна отнеслась серьезно. Помнится, спросил у нее о самом сильном художественном впечатлении последних лет. Она назвала картину «Амаркорд» Федерико Феллини. В те времена фильм простому смертному посмотреть было невозможно.
Актриса не изображала из себя звезду, в общении была проста, обходительна и даже предложила чаю из собственного термоса. Было ей в ту пору 34 года, и она блистала красотой в полном ее расцвете. На предложение чая было внесено встречное предложение обмыть знакомство чемнибудь покрепче. «Ой, давайте завтра, – на удивление, согласилась собеседница. – У нас ночная съемка под мостом через Волгу. Ночи прохладные – надо согреваться», – засмеялась актриса. Мы с фотокором восприняли это как вежливый отказ, но на всякий случай к обещанной ночи купили две бутылки «Кубанского игристого» да еще четыре плавленых сырка «Дружба». На удивление, актриса (уже в гриме) от подношения не отказалась и весело пригубила из шоферского граненого стакана. Разговор после «Кубанского» пошел веселее. Поговорили о природепогоде, кино и театре, прошлом и перспективах, взаимоотношениях актеров кино и зрителей. Лев Цуцульковский от угощения тоже не отказался, однако поторопил актрису на площадку. На память звезда оставила автограф на вырванном из «полевого» блокнота листочке, пририсовав игривую ромашку. Таким – с цветком – автограф был напечатан в газете.
В перерыве съемки осмелевшие корреспонденты попытались пригласить Людмилу Чурсину на ужин в ресторан «Березовая роща» (в той гостинице квартировала группа). Актриса вздохнула: «Спасибо, ребята! Но меня уже пригласил полковник, обещала ему быть!» Куда нам было тягаться с полковником, звезды и зарплата которого ни в какое сравнение не шли с жалованьем областных газетчиков. Да и сама Людмила Алексеевна не бедствовала: за съемочный день ей платили 60 рублей. Для сравнения: корреспондент нашей газеты получал 100, но в месяц. Кстати, в эпизоде картины (без участия Чурсиной, но зато с Юрием Яковлевым) снялся актер Калининского драматического театра Николай Бутрехин. Ему платили вдвое меньше.
На журналистском веку удалось пообщаться с сотнями звезд: от Марины Ладыниной и Николая Крючкова до Марчелло Мастроянни и Барбары Брыльской. Все они жили обещанием счастья. Так живет сейчас Людмила Чурсина, одна из последних чудес экрана и сцены, перед талантом которой преклоняются миллионы.
Валерий БУРИЛОВ