Ею для Константина Коровина стал Вышневолоцкий уезд Тверской губернии
5 декабря исполнилось 150 лет со дня рождения известного русского художника Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). С полным основанием можно утверждать, что источником творческого вдохновения для него стали памятные места Тверской губернии – город Вышний Волочек и село Островно Вышневолоцкого уезда (ныне – Удомельского района).
В рассказе Коровина «Моя жизнь» он описывает одно из первых своих посещений Вышнего Волочка: «К весне я и мать поехали к бабушке моей, Екатерине Ивановне, в Вышний Волочек… Летом я всегда уходил к Дубинину и ходил с ним на охоту. Купался в реке, промокал под дождем, и эта жизнь охотника сделала то, что я скоро вырос, и уж на двенадцатом году был крепкий и выносливый».
Дом бабушки находился «неподалеку от дома сына своего Ивана Волкова, у которого был построен близ железной дороги на шоссе великолепный новый дом. У бабушки был другой дом – в тихой улице города, деревянный дом, сад, заборы. А за ними были видны луга и голубая река Тверца… У бабушки было прелестно: комнаты большие, дом теплый, в окна были видны соседние деревянные домики, сады, и шла дорога, по краям которой были тропки, поросшие весенней зеленой травой».
Вышний Волочек Коровин очень любил и использовал по отношению к нему в рассказах только превосходные эпитеты: «новый рай», «чудесный город Вышний Волочек». Природа Вышневолоцкого края восхитила мальчика: «Созерцание ее было самым существенным в моем детстве. Природа захватывала всего меня, давая настроение, как бы ее изменения вместе слиты с моей душой. Гроза, мрачная непогода, сумрак, бурные ночи – все впечатляло меня… Это было для моей жизни и чувства самое главное». Проводником в этот мир русской природы средней полосы стал вышневолоцкий охотник Василий Иванович Дубинин, «который жил в небольшом домишке на другой стороне города, к выезду на дорогу, которая шла на большое озеро, называемое Водохранилище… Охотник Дубинин, должно быть, и был мне дорог потому, что он приучил меня к себе, к этим хождениям по болотам, к лесам, на лодке по озеру, к ночлегам в стогах, по глухим деревням…» Вышневолоцкое водохранилище, окрестности станции Осеченка, Тарлецкий лес, река Тверца постоянно присутствуют в воспоминаниях Коровина.
Собственно говоря, именно восхищение городом и окрестной природой и подвигло Коровина к занятиям живописью: «У меня появилось новое увлечение. На больших картонах красками, которые я купил в порошках в москательной лавке в Вышнем Волочке, с гуммиарабиком и водой, писать картины мест и настроений, которые я встречал в бесконечных хождениях с Дубининым по лесам, трущобам, рекам, кругом озера. Костры, стога, сарай – писать от себя, не с натуры. Ночи, тоскливые берега… И странно, почемуто нравилось все изображать тоскливо, печально, унылое настроение». Затем «приехал мой брат Сергей, который уже поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. И писал с натуры этюды… Осенью он взял мои наброски и портрет … женщины. Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут в Школу без экзамена, потому что очень понравились мои работы профессорам Саврасову и Перову, и советует мне серьезно заняться живописью, причем прислал из Москвы замечательные вещи: краски в коробках, кисти, палитру, ящичек старый, – все это было до того замечательно и упоительно. Какие краски, как они приятно пахли, я был взволнован и не спал всю ночь». «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов, – сообщил Коровину брат Сергей, – и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас…» С Левитаном Коровин будет связан всю студенческую жизнь самыми тесными узами дружбы.
Коровин приезжал в Вышний Волочек и во время учебы в училище, и в зрелом возрасте. Об одном из таких приездов в город в 1914–1915 годах он пишет в рассказе «Святая Русь»: «Вскоре ехал я из Петербурга и остановился в Вышнем Волочке у приятеля Дубинина, охотника и хорошего человека. А уже была война в начале». В рассказе «Утеха» (1918–1920): «Ехал я из деревни осенью. Вагоны битком набиты. Время смутное, поезда подолгу останавливаются на станции. Наконец, поезд и совсем остановился в 12 часов ночи на станции Вышний Волочек. Я пробрался по вокзалу между спящих на полу пассажиров. Ждут поезда. Духота, ругань».
Говоря о роли Вышнего Волочка в жизни Константина Коровина, мы с полным основанием можем утверждать: рождение Коровинахудожника произошло именно здесь.
В послереволюционное лихолетье, в период голода, разрухи, атаки «нового пролетарского искусства» на искусство традиционное, в течение двух с половиной лет северный край Вышневолоцкого уезда (с 1929 года – территория Удомельского района) станет для К.А. Коровина и его семьи бухтой спасения от потрясений.
Коровин жил с семьей в селе Островно, в усадьбе Ушаковых, в которой в 1893–1895 годах жил И.И. Левитан, написавший в Островно свои шедевры «Над вечным покоем» (1894), «Март», «Золотая осень» (оба – 1895). После Левитана в доме Ушаковых неоднократно останавливались и работали художники В.К. БялыницкийБируля, А.В. Моравов, А.С. Степанов, С.Ю. Жуковский. А художник Н.П. БогдановБельский жил и работал в этом доме каждое лето с 1907 до 1920 года. Вместе с этими художниками Коровин будет вести занятия в Свободных государственных художественных мастерских для крестьянских детей на даче «Чайка», которая находилась от Островно в шести километрах.
Удомельский период жизни оказался для Коровина тяжелым по условиям быта, но плодотворным по творческим результатам. В Островно им были написаны десятки живописных картин и миниатюр. Общий тон картин – оптимистичный. Удомельский период стал завершающим периодом творчества Коровина в России, которую он оставил в ноябре 1922 года.
В Островно открылся большой писательский талант Коровина. Здесь он начал свои обширные мемуары: «Когда Константин Алексеевич очутился в глухой деревне и оказался временно оторванным от художественнотеатральной деятельности, когда весь привычно стремительный ритм его жизни был резко нарушен и у него оказалось много свободного времени, он предается дорогим его сердцу воспоминаниям о прошлом и близких ему людях, одаривших его вниманием и любовью. Так родился целый цикл мемуарных очерков, в которых он с благодарностью говорил о своих родных, об учителях и товарищах». Потом, уже в эмиграции, в Париже, он будет дорабатывать их, писать новые (в основном о светлой дореволюционной жизни, таковы, вероятно, были пожелания редакторов) и публиковать в разных изданиях. В наиболее полном виде они были опубликованы только недавно – в двух томах книги «То было давно… там… в России» (2010). (Из этой книги я и использую основные цитаты.)
Из деревни Коровин ведет интенсивную переписку с друзьями в Москве. На сегодняшний день известно 22 письма из Островно. В них он описывает свой суровый быт: «8 декабря
В доме, кроме семьи Коровина, живут еще с женами художник Н.П. БогдановБельский и профессор эстетики Б.П. Вышеславцев. Последний позже вспоминал: «Самый трудный год революционного периода двадцатый мы с Коровиным провели вместе и безвыездно в Островно Тверской губернии Вышневолоцкого уезда, в глухом углу в 27 верстах (реально –
Ксения Анатольевна Зворыкина, агент Тверского музея и сестра писателя Н.А. Зворыкина, пыталась сохранить усадьбу Ушаковых, устроить там пансионат для художников и музей Левитана. Одно время пансионат действовал, но в 1925 году дом был выкуплен с торгов местным крестьянином Агеем Марковым и его разобрали, чтобы перенести в соседнюю деревню Кузьминское. Однако, как рассказывают старожилы, мужик, который руководил разборкой дома и метил бревна, умер, а без него собрать его не смогли и бревна пустили на дрова. Множество картин, хранившихся в доме, были отстираны от краски и розданы мужикам на портянки, но многое из обстановки попало и в Тверской музей.
В ноябре 1922 года Коровин с семьей выехал из России через Ригу сначала в Германию, в Берлин, а затем во Францию. Официальный повод – устройство выставки и лечение сына. Несколько раз он порывался вернуться. Но умер он на чужбине, в Париже, 11 сентября 1939 года. Прах его был предан земле на кладбище Бийанкур около Парижа, а в марте 1950 года был перенесен на русское кладбище СенЖеневьевдеБуа.
В 1998 году в селе Островно в здании закрывшейся сельской школы был создан Музей сельской школы, где в экспозиции представлена и информация о жизни в Островно художника К.А. Коровина.
Дмитрий ПОДУШКОВ, автор книги «К.А. Коровин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии»