С 22 по 29 июля в Осташковском районе проходит фестиваль авторской песни «Распахнутые ветра». Будут здесь мастер-классы, состоится конкурс исполнителей и завершится все гала-концертом победителей.
Достойное событие по всем меркам, ведь в наше непростое время так хочется услышать задушевные слова под ритм гитары. Однако все больше можно услышать авторитетных мнений, что у авторской песни сильнейший кризис или что она вообще умерла. Аргументы достаточно убедительны.
Авторская песня как явление оформилась в 60-е годы прошлого века. Она стала альтернативой официальной культуре с ее регламентами, запретами, бездушностью. И в целом авторская песня никогда не была диссиденствующей. Ну хотя бы изначально. Поэтому власть ее и не задушила при рождении. Это уже потом Александр Галич стал диссидентом-эмигрантом и погиб в Париже в 1977-м.
Для бардов той эпохи песенное творчество не являлось профессией. Не пускали их также в эфир и на широкую публику. Стихи и мелодии передавались из уст в уста, запоминались на слух с магнитофонных записей. До сих пор песни многих авторов любимы практически всеми: «Ах, Арбат, мой Арбат» Булата Окуджавы, «Милая моя – солнышко лесное» Юрия Визбора… Всего не перечислить. Советская власть умело направляла талант людей с гитарами в нужное русло. Появились клубы самодеятельной песни, проводились фестивали. Творчески мыслящие люди были не опасны для власти. В клубах и у костров витали душ прекрасные порывы под незабываемые аккорды.
Возможно, что кризис авторской песни начался с Грушинского фестиваля, который был сначала закрыт, а потом получил новый формат. Вспоминается 1979-й, когда под Самарой собралось более ста тысяч верных поклонников авторской песни. Заправлять фестивалем стало не песенное племя, а менеджеры, умеющие искать спонсоров и добывать рекламу. Пришли такие времена. И гимн фестиваля «Возьмемся за руки, друзья!» зазвучал тускло. В итоге старшее поколение бардов ушло. К 90-м кто-то умер, кто-то просто состарился, а кто-то махнул за границу.
С начала 1990-х годов развитие авторской песни перешло, так сказать, в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков. Появляются посвященные авторской песне передачи на радио и телевидении. Однако чего-то все же не хватает. Пожалуй, нечто свежего и талантливого. Былые мастера сданы в архив и растиражированы на дисках, а где новые? Кризис авторской песни во многом и обусловлен отсутствием сильных поэтов сегодняшнего дня. По этой причине общий уровень песен резко упал. Противостоять массовой культуре и насаждаемому ею дурновкусию стало, по большому счету, некому. Исполнители вытеснили авторов вообще. Играют-то они технично, но все это второй сорт. Даже Розенбаум и Митяев – это уже эстрада и шоу-бизнес. А коммерция и «развлекаловка» не входят в разряд духовности, что для авторской песни всегда было главное.
Авторская песня – это всегда некая исповедальность, бард несет свое открытие миру на трепетных аккордах. И это всегда альтернатива бездумной современной попсе. Слушая произведения бардов, люди становятся лучше, задумываются о таких вечных ценностях, как любовь, достоинство и честь. «Авторская песня – это форма духовного общения единомышленников», – говорил Булат Окуджава. А Высоцкий считал: «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу». И где это все? Сегодня авторская песня просто превратилась в самодеятельную эстраду.
Где нынешние Визборы, Высоцкие, Окуджавы? Где яркие личности, которые ступят на сцену не для низменных потребностей толпы. Возможно, что все это как-то связано с кризисом духовности. Но в такой духовно богатой стране, как наша, подобный кризис не может длиться долго. Авторская песня не умерла, а затаилась на время. И очень может быть, что именно сейчас в Осташковском районе на «Распахнутых ветрах» и проявятся истинные таланты, которые удивят всех своей откровенной исповедью.
Александр ХОХЛОВ, «Тверские ведомости» hohlov_a1963@mail.ru