В 2014 году тверской ТЮЗ стал участником проекта «Большие гастроли», благодаря чему посетил много городов, но, что особенно важно для жителей Твери, это дало возможность познакомиться с театрами из других регионов. Об этом сказал, открывая пресс-конференцию для журналистов, директор тверского ТЮЗа Александр Бахарев. Он отметил высокий уровень коллектива Донецкого республиканского академического молодежного театра:
– Восхитительно! – радовался Александр Бахарев. – Прекрасная работа режиссера и художника, а актеры просто молодцы!
Речь шла о спектакле «Человек из Подольска», который донецкие артисты сыграли накануне на сцене тверского ТЮЗа. Наш город был десятым в длинном списке совершаемого на автобусе гастрольного тура Донецкого РАМТа: 21 марта он начался в Новочерасске, 27 апреля завершится в Воронеже, куда отправится после посещения Твери, Курска и Орла. В каждом городе артисты играют два спектакля – «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова и «Люди как боги» Юрия Полякова. Туров с такой обширнейшей географией у театра никогда не было. Да и мало кто может похвастаться такими гастролями, как и заявлено, на самом деле большими!
– Приняли нас в Твери замечательно, – сказал директор и худрук РАМТа Владислав Слухаенко. – Отличная гостиница, великолепное питание. Очень красивый город, который отличается от тех, где мы бывали. В нем видна история, неиспорченная «модернизацией» – нагромождением на старых зданиях сооружений из стекла и бетона. И в то же время достаточно современный – он очень понравился нам этим сочетанием. Очень хороший и театр. Сотрудники душевно отнеслись к нам, во всем помогали. Одному нашему актеру потребовалось срочно удалить аппендицит. Его успешно прооперировали в тверской больнице №6, он идет на поправку.
![Очень большие гастроли: свои спектакли на сцене Тверского ТЮЗа сыграл театр из ДНР](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2022/04/театр-днр2.jpg)
В воскресенье на сцене Тверского ТЮЗа сыграли «Человека из Подольска». Автор спектакля – приглашенная из России постановочная группа из Ульяновска: Владимир Медведь, главный художник драматического театра, который в прошлом работал в этой же должности в Донецком музыкально-драматическом театре, и молодой режиссер Александр Лебедев.
Человек, который не любит абсурд
Тверская публика, очень благодарная, многие концерты и спектакли воспринимает как важные события своей жизни. Но даже зная об этом нашем свойстве, нельзя не признать, что спектакль «Человек из Подольска» вызвал особое отношение, невероятный душевный подъем. Об этом можно судить и по живой реакции на происходящее на сцене, и по длительным аплодисментам, которыми зрители стоя благодарили донецких артистов.
Это тем более удивительно, что абсурдистские пьесы довольно сложны для восприятия и редко ставятся на сценах наших театров. Нетрадиционные и непривычные, они отличаются и неоднозначностью трактовки. Можно сказать, что в спектакле показан никчемный человек, который начинает вдруг переосмыслять свою жизнь. И это, наверное, так.
А можно вспомнить строки Велимира Хлебникова «Участок – великая вещь! Это место свиданья меня и государства» и увидеть другую тему – столкновения маленького человека и большого государства.
Действие происходит в наше время, в нашей стране, в полицейском участке, куда приводят парня, непонятно за что задержанного. Он, как выясняется в процессе допроса, своей работой не удовлетворен, родной город Подольск считает скучным и серым, выбранной им профессией не доволен и даже абсурд как жанр не уважает.
Видя главное свое назначение в воспитании граждан, полицейский использует все методы, от запугивания до обольщения, чтобы донести нехитрую мысль: «Мы тебя научим родину любить!». В этом уроке, преподанном в дикой, странной, прекрасной форме, востребованы такие персонажи, как Пушкин и Екатерина Великая, уместны и звучащие рефреном песни «Позови меня с собой» Аллы Пугачевой и, что особенно добавляет абсурда, «Я свободен!» Валерия Кипелова.
Люди как боги
Вечером следующего дня, после пресс-конференции, для тверского зрителя сыграли трагикомедию «Как боги» Юрия Полякова, который поставил актер донецкого театра Евгений Романенко. Не так давно он освоил еще одну профессию – педагога.
До 2014 года при театре действовала студия, несколько ее воспитанников остались в труппе. Поставляли для Донецкого театра молодые кадры Харьковское и Днепровское театральные училища. Теперь в ДНР впервые можно получить высшее актерское образование. Пополнять труппу помогают созданные здесь в последние годы два актерских курса – при музыкальной академии и в национальном университете культуры. Набрал небольшой курс и Евгений Романенко.
Тогда, восемь лет назад, театр потерпел большие кадровые потери, начиная с этого периода актерский состав обновился на 80 процентов. Кто-то уехал в другие регионы – в российские и украинские театры, кто-то вообще бросил профессию. Больше десяти сотрудников, в основном, из технических цехов, пошли добровольцами или были призваны в военные соединения.
Всего же в штате труппы 40 человек. Как сообщил Евгений Романенко, это единственный театр на постсоветском пространстве, у которого свой оркестр и балет, что дает дополнительные возможности и в постановочном процессе, и в создании концертной программы.
Кроме того, он замечателен редким для ТЮЗов статусом академического театра, который приобрел в 2011 году. Созданный в 1971 году на базе русской труппы Донецкого областного музыкально-драматического театра областной ТЮЗ в прошлом году был переименован в республиканский академический молодежный театр.
До и после войны
Словом «война» здесь принято отмечать события, которые произошли в 2014 году. Как рассказал Владислав Слухаенко, военные действия велись все восемь лет, от них страдали окраины города, но с объявлением спецоперации в ход активно пошла тяжелая боевая техника, которая раньше, благодаря минским соглашениям, не применялась. Из-за попадания ракеты комплекса «Точка-У» обрушилось все стекло на фасаде Большого концертного зала Дворца молодежи, полностью снесено крыло здания краеведческого музея. После того, как буквально в 500 метрах от театра из окон домов из-за взрыва вылетели стекла, министерство культуры приняло решение о временном ограничении проведения культурно-массовых мероприятий.
Все эти годы театр работал, ставил спектакли, делая упор на классику. Как и местные театр кукол и филармония, коллектив ТЮЗа подготовил программу выездных детских спектаклей, ездит по территории ДНР с детскими спектаклями.
Гастрольная деятельность в республике, по сравнению с довоенным периодом, сократилась на 99 процентов: в ДНР артисты почти не ездят. И свой театр стал здесь особенно востребован. Зрители любят его, на один и тот же спектакль могут прийти и 20 раз.
– Зарплаты в целом в республике низкие, а у местных жителей заметно прибавилось проблем, связанных и с работой, и с безопасностью, – рассказывает Владислав Слухаенко. – И в этих тяжелых условиях так важно найти отдушину, отвлечься. Наша основная миссия – дети и подростки, для становления которых особенно значима культура.
Материально театр поддерживает министерство культуры ДНР, причем очень хорошо. Деньги выделяются на зарплаты и коммунальные расходы, иногда – на укрепление материально-технической базы. А на постановки коллектив зарабатывает сам.
Как заметил Слухаенко, ни для кого не секрет, что Россия оказывает помощь. Но у региона огромный экономический потенциал. Продукция крупнейших комбинатов всегда шла на экспорт. Сейчас, с признанием республики, многие преграды для развития промышленности устранились, экономика начала оживать. Но как работать предприятиям, которые находятся в зоне военных действий?
– Мы ездили по городам России и узнавали, что у каждого второго – родственники на Украине или в Донецкой области. Я родился в Донецке, но, честно говоря, никогда не ассоциировал себя с Украиной – у меня было ощущение общего пространства, – сказал руководитель театра.
После гастролей коллектив вернется в Донецк. Пока активная фаза спецоперации не закончится, театр для зрителей будет закрыт. Эвакуация до сих пор продолжается. Люди живут надеждой на лучшее.