В Твери прошли гастроли Рязанского театра драмы
Минувшую неделю театральная общественность Твери бурлила новыми впечатлениями. В Твери прошли гастроли Рязанского ордена «Знак Почета» театра драмы. За пять вечеров (с 16 по 20 ноября) на сцене Тверского академического театра драмы рязанская труппа показала четыре спектакля, очень разных по жанрам и тематике.
К слову, инициатором обменных гастролей в Рязани и Твери была художественный руководитель Тверского театра драмы народная артистка России Вера Ефремова. Идея была озвучена несколько лет назад, но только в этом году смогла реализоваться.
Открылись гастроли «Наполеоном Первым» австрийского драматурга Фердинанда Брукнера в постановке художественного руководителя Рязанского театра народной артистки России Жанны Виноградовой. Спектакль рассказывает о личной жизни великого французского императора, о его разрыве с Жозефиной и политическом браке с австрийской принцессой МариейЛуизой. Здесь личные перипетии Наполеона непосредственно связаны с последним отрезком его первого правления. Разрыв с Жозефиной – начало краха Наполеона, краха его неприступной гордости и краха политического.
Этот удивительный по силе спектакль не балует действием. Здесь все внешне статично, минимум декораций. Справа высокая лестница – олимп Наполеона, слева императорское ложе, по центру – глобус. Вот и все. Спектакль держится на эмоции слова. Крушение одного из величайших людей эпохи происходит, по сути, в спальне: здесь все разговоры, все думы Наполеона, его мечты и амбиции преломляются в свете взаимоотношений с женщинами. Любовь и власть, жизнь и власть…
Этот камерный спектакль мощным аккордом открыл гастрольный тур в Твери. Наполеон в треуголке и сером плаще со спрятанной под него рукой в исполнении заслуженного артиста России Александра Зайцева, можно сказать, стал символом рязанского визита в Тверь.
Тему соблазна открыли в Твери «Опасные связи» Шодерло-де Лакло, переделанные из эпистолярного жанра в стихотворную форму Леонидом Филатовым и поставленные впервые Сергеем Виноградовым именно в Рязанском театре в 2009 году. Виноградов, работавший много лет с Романом Виктюком и задействованный в скандальных «Коллекционере» и «Служанках», выдал, конечно, менее эпатажное, но все же неординарное зрелище в жанре «эротического трагифарса». Постановка в некоторых местах провисает, но в целом это весьма неординарный подход к сценографии, тем более что Виноградов – отличный хореограф. Что касается эротики, то она в «Опасных связях» лишь форма соблазна в первом действии, подходящая во втором к грани пошлости. Впрочем, грань не пройдена.
«Школа соблазна» Валентина Азерникова тему соблазна продолжила, однако в ином ключе – более приближенном к реальности. Тема хитросплетений в отношениях мужей и любовниц, жен и любовников в формате ситуационной комедии – вот что востребовано современным зрителем.
Закрывались гастроли Рязанского театра «Бешеными деньгами» Островского в постановке Жанны Виноградовой. Тверской зритель, уже весьма избалованный Островским и к тому же имеющий возможность сравнить рязанский спектакль с одноименной постановкой, идущей в нашем театре, остался доволен. Классика – она на все времена и всегда актуальна. Рязанский и Тверской театры похожи тем, что относятся к классике очень трепетно.
В спектакле мы увидели сложные и очень красивые декорации, великолепную игру актеров, необычную сценографию, и все это, положенное на классический материал, оставило у тверского зрителя чувство полного удовлетворения.
Театральные гастроли – это всегда интересно. К гастрольным спектаклям отношение не такое взыскательное, как к своим премьерам, хотя гастроли – это по сути каждодневные премьеры. Поэтому прошлую неделю можно без всяких условностей назвать театральной. Низкий поклон Рязанскому театру драмы, выездной труппе, всему составу за огромное эстетическое удовольствие.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ