Когда читаешь смешные рецензии о том, что новый «Вий» в 3D – это отражение в национальнокультурном украинском преломлении сегодняшнего «майдана», хочется сказать: «Помилуйте!». Хохлы в фильме, конечно, фактурные, сабли и даже мушкеты (!) у них всегда под рукой, но фильм при всех его красочных достоинствах никак не дотягивает до серьезной картины с политическим отголоском. Это обычный комикс, слепленный хоть и грамотно, но для российского зрителя слегка диковатый чересчур вольной трактовкой Гоголя, которому на том свете никак не дают успокоиться.
Начнем с того, что, вопреки ожиданиям, из короткой гоголевской повести взято многое – основная фабула сохранена. Но все остальное – нагромождения, от которых начинает кипеть мозг. Что имеем в результате?
Сразу скажу: «Вий» 1967 года с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей был страшнее, хотя и снят в формате советского «1D».
Бренд нового «Вия», как и наступающий ему на пятки заморский бренд «Робокопа» – не что иное, как новый виток на кинорынке, основанный на ремейках и приготовлении «классических блюд» с новыми «приправами», где «усилитель вкуса» превалирует над «перцем». Как пример – откровенно провальный юмор. Именно поэтому не хочется анализировать нового «Вия» хоть както серьезнее, чем с визуальной точки зрения.
Здесь же есть что похвалить. Фильм, безусловно, красив. В нем есть и эстетика мистики, и «пейзажность» фона. Все это создает настроение, но не настолько, чтобы поверить, – уж слишком гротескно. И немыслимая архитектура старой церкви, и чисто европейские орудия пыток попасектанта, и – главное – наличие в этой истории британского ученого с париком. Все это позволяет относиться к фильму настолько несерьезно, что не стоит портить впечатление отсылками к глубокому смыслу. Такие попытки тут тоже есть, однако они чуть ли не до трогательности беспомощны.
Религиозная тема отсутствует как таковая. Мистика в фильме сама по себе и построена на идее общего бессмысленного страха обитателей хутора.
Нет (и хорошо, что нет) аллюзий с «Ведьмой» Олега Фесенко с Евгенией Крюковой – ремейка «Вия» 2006 года, который был хорош именно тем, что в нем была сильна смысловая линия победы веры над любой нечистью.
Но такой «Вий» – в 3D – тоже имеет право быть. Беспощадный к Гоголю и гармонии зрительского восприятия. Рисованный и смешной. Картине прощается многое именно за несерьезность в подходе к ее созданию. Хотя это отчасти и досадно, потому что политические и социальные события последних месяцев в России и на Украине могли бы дать фунт перцу этому произведению. Это, конечно, было бы другое кино.
По крайней мере, сегодняшний «Вий» лег на другую чашу весов – напротив елейного как патока «Тараса Бульбы» Бортко. «Вия» не будут показывать в контексте украинских событий, как «Тараса Бульбу». И в этом его плюс. Снять смешное, красивое и смелое кино, чтобы оно не могло лечь ни в какие формы зрительского восприятия, – это повод для похвалы. Пусть затянуто, но ведь должен же иногда художник не жалеть красок…