«Тверской Императорский дворец. История. Архитектура. Реставрация». Тверь: ООО «Гид», 2016.
Появление альбома «Тверской Императорский дворец» ожидалось давно. И была полная уверенность в высоком качестве как минимум половины текстов. Предчувствия не обманули. Получилось, очевидно, одно из лучших изданий минувшего года, и нет никакого сомнения, что его должны заметить и в Твери, и в столицах. Фотографии, чертежи, редкий графический материал – всё это в книге присутствует. Альбом приятно брать в руки, его интересно и увлекательно читать. Виден большой труд издательского коллектива. Всех, кто выпускал книгу в свет (тверское издательство «Гид»), не стыдно и похвалить. Молодцы!
Перелистывая свежие, вкусно хрустящие страницы, еще раз понимаешь, что Тверской Императорский дворец – это целый космос. И даже пять статей, вошедших в альбом, из которых три – фактически профессиональные отчеты, написанные для научных сборников, а не для популярного альбома, далеко не исчерпывают темы, предлагаемые этим уникальным зданием.
И тут сразу возникает сомнение: а надо ли было вообще выбирать формат, при котором альбом превратился, по сути, в научный сборник? Может быть, стоило доверить создание его текстов одному-двум авторам-историкам с подробным предисловием или послесловием от кого-нибудь из сотрудников картинной галереи? Ощущение нескольких книг, нескольких «дыханий» не покидает, пока знакомишься с альбомом; и понимаешь, что цельности ему не хватает, и это – досадно.
Из текстов в альбоме лучший принадлежит известному петербургскому (в прошлом тверскому) историку Вячеславу Савельеву, посвященный истории дворца. Его уникальной стороной является рассказ о «дворце до дворца» – то, о чем у нас не знал почти никто. Оказывается, наш дворец чуть ли не на треть состоит из здания 1668, 1721–1723, 1736–1739 годов постройки, которое, несомненно, является старейшим гражданским зданием в Твери, единственной постройкой, уцелевшей от Тверского кремля (из находящихся выше «дневной поверхности»), и единственной постройкой, уцелевшей в Твери от XVII века. Итоговый текст получился у Вячеслава Савельева несколько более «причесанный», чем его же замечательный доклад на эту тему на историко-археологической конференции в Твери два года назад, но все равно читается запоем.
Еще в альбом вошли статьи замечательного тверского археолога, руководителя ТНИИР-Центра Александра Хохлова и сотрудника ТНИИР-Центра Валентины Мельковой, искусствоведа Сергея Борисова, архитектора компании-реставратора «Интарсия» Станислава Генсеровского, ученого секретаря Тверской картинной галереи Марии Шуваловой. Хотелось бы видеть эти тексты в большем объеме, может быть – отдельными изданиями.
Логичный вывод: и два, и три альбома такого же формата не исчерпают темы. Известно, какой богатый материал о дворце собрала старейший сотрудник картинной галереи Нонна Волкова, интересными соображениями мог бы поделиться искусствовед Алексей Салимов. Да и в целом археология Тверского дворца требует не одной статьи. Практически ничего не говорится о колоссальном влиянии архитектуры дворца на весь послевоенный «сталинский ампир» в Калинине, реставрация 1942–1945 годов отражена слабо. И так далее.
В общем же, несмотря на отдельные издержки, можно сказать, что к окончанию реставрации лучшего исторического здания Твери мы получили прекрасную книгу о нем. Дай бог – не последнюю!