Продолжаем смотреть летние премьеры. На очереди диснеевский «Одинокий рейнджер», уверенно провалившийся в американском прокате на прошедшей неделе. И не потому, что кино плохое, а потому, что бюджет в 215 миллионов долларов (вложенных, кстати, в отличные декорации, хотя и не без хромакея, куда же теперь без него) окупить так быстро не получится. Хотя окупится точно. Для этого в фильме есть Джонни Депп.
О сюжете. Это история блюстителя закона Джона Рейда, который с помощью индейца Тонто стал легендарным мстителем в маске, стоящим на защите справедливости. Кино о приключениях, которые пришлось пережить двум непохожим друг на друга героям, сведенным судьбой для того, чтобы вместе сражаться против общего врага – злого и алчного олицетворения капиталистического прогресса. Как-то так, чтобы без спойлеров…
По жанру «Одинокий рейнджер» – это подзабытый ныне, в том числе в Америке, вестерн, в котором грязные небритые мужики в сапогах и шляпах крутят на пальце револьверы. Еще фильм можно охарактеризовать как отлично переложенный на пленку комикс, в котором главное достоинство – бесконечные погони, невероятные полеты, драки на крыше поезда. Тем, кому хочется уйти от реальных проблем в вычурные проблемы гротескного дикого запада, лучше не придумать. Здесь много пуль и оружия, но почти нет крови, здесь есть абсолютное зло, но есть и герои, которые его победят. Эта замечательная бесхитростная формула кинематографического обмана – главное достоинство любого кино, которое всерьез не воспринимаешь, но видишь, что сделано со вкусом, качественно. Можно сказать, что это старые-добрые «Пираты Карибского моря», спустившиеся на сушу. Если Гор Вербински будет продолжать в том же духе, он станет новым Клинтом Иствудом, скрещенным со Спилбергом времен Индианы Джонса.
По «Пиратам» (в качестве жанра), честно, соскучились. Снимать бесконечные сиквелы бессмысленно, а вот переместить Джека Воробья с воды на сушу можно. Хотя вышло топорно. Это про Джонни Деппа. Если его образ индейца Тонто срисован с Воробья режиссером намеренно для срывания смешков в зале, то это полбеды. Настоящая беда будет тогда, когда сам Депп не сможет играть никого, кроме философично-малахольного чудака с перьями на голове или бледного вампира. Но хочется надеяться на первое, потому что львиную долю зрителей привел в зал на фильм именно Джонни Депп. Что ж, пока персонаж симпатичен, его надо максимально продать. Беспроигрышный вариант, хотя греть мысль о бесконечной талантливости Джонни, в которую свято верит половина женского населения Земли, я бы не стал. Все-таки он заложник своих немногочисленных образов. Но это уже рассуждения о другом.
Главное достоинство данной ленты в том, что она глубоко несерьезна. Да, в ней поднимаются вечные проблемы жизни и смерти, преступления и возмездия, денег и чести, но проблемы эти – как шарики на ладони: перекатываешь туда-сюда, они звенят, и вроде приятно. Но это и не комедия. Это такой хороший гротеск в черной маске, который можно подавать образцом кинопедагогики для младших классов, где нет еще различия оттенков этики и морали. Кстати, эти оттенки ведь всегда и всюду вносят сумятицу, вызывают споры. Ничего хорошего в них нет. Добро должно быть белым, а зло – черным, остальное – от лукавого.
Именно вот это сочетание легкости жанра без перца оттеночной морали, с четкими свето-теневыми границами и пышным павлиньим хвостом визуализации, дает на выходе два с лишним часа легкой улыбки на лице. Хорошее кино для семейного просмотра тоже. Душа радовалась, честное слово! И Вербински неслась благодарность за битву у гигантской воронки двух кораблей, переселенных в пустынный песок и ставших поездами. Так держать. Ждем в 2015 году «Пиратов» №5. Расставаться с Джеком пока не получается…