Итальянский мастер Джузеппе Торнаторе после четырехлетней паузы снял потрясающе красивый эстетский триллер «Лучшее предложение». Этот фильм от режиссера «Малены» обречен стать классикой – интригующий сюжет, великолепная игра актеров, обволакивающая картину пронзительная музыка Эннио Морриконе. А еще новое кино Торнаторе – просто кладезь афоризмов:
– Ну и как это, жить с женщиной?
– Это как аукцион – никогда не знаешь, чье предложение лучше.
Первый час картину смотришь на одном дыхании, наслаждаясь тем, как актер Джеффри Раш блестяще играет главного героя – пожилого директора аукционного дома Вёрджила Олдмена. Педант, зануда и девственник, Верджил ест в перчатках, чтобы не испачкать руки, и не признает мобильных телефонов. Впрочем, Олдмен все же одержим женщинами: с помощью своего приятеля Билли он дешево покупает на своих же аукционах лучшие женские портреты великих художников. И хранит их в потайной комнате, где наслаждается «обладанием» женщинами разных эпох: если присмотреться, в
коллекции Олдмена есть известнейшие полотна от Рембрандта до Ренуара – ироничный намек на то, что в лучших музеях мира сегодня мы видим всего лишь их копии.
Интрига закручивается, когда некая девушка Клэр Иббитсон (Сильвия Хукс), которой никто никогда не видел, просит Олдмена оценить мебель в особняке, доставшемся ей после смерти родителей. Клэр страдает агорафобией и не покидает свою комнату. Заинтригованный, Олдмен с каждым приходом в дом все больше влюбляется в девушку. Он, как мальчик, начинает подсматривать за ней и совершать всевозможные глупости. На наших глазах старый брюзга превращается в романтика, способного любить. Не зная, как общаться с противоположным полом, Олдмен прибегает к помощи своего хорошего знакомого, молодого мастера Роберта (Джим Стёрджесс), и следует советам этого покорителя сердец.
Вся эта история снята Торнаторе настолько завораживающе искусно, что невольно вспоминаешь Хичкока и его лучшие фильмы. Хичкок мог подолгу держать зрителя в напряжении статичными кадрами, и то же самое делает Торнаторе, приближаясь по интриге к основоположнику психологического триллера.
Развязка сюжета предсказуема, и кажется, что это немного портит фильм.
Олдмен извлекает любимую из заточения, привозит в свой дом и с гордостью демонстрирует ей потайную комнату. Но уже на следующий день он не находит возлюбленной, а потайная комната оказывается вычищенной до единого полотна. Более того, выясняется, что аферу провернули его же приятели Билли и Роберт.
В один час неожиданное, слишком позднее счастье Олдмена рухнуло. Более того, рухнул и весь смысл его жизни – картины. Но, забыв о них, он ищет только девушку, идет в загадочный дом, пытается узнать о ней в соседнем баре и даже едет в Прагу – в то кафе, которое она однажды упомянула в разговоре с ним. Но все бесполезно, и Олдмен окончательно убит.
Поначалу такой жестокий конец шокирует. «Подделать можно все, даже чувства» – этот афоризм из фильма становится наказанием Олдмену за всю его полную цинизма жизнь, за все его аферы и презрение к близким людям.
Но это было бы слишком просто для такой картины. Поэтому Торнаторе делает все, чтобы героя фильма было неподдельно жалко, и ты остаешься полным симпатии к этому человеку, слишком поздно понявшему истинные ценности жизни, но все же постигшему их.