«Портрет женщины с ребенком». Неизвестная картина художника Григория Сороки | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка

«Портрет женщины с ребенком». Неизвестная картина художника Григория Сороки

12:20

27 сентября 2017

4062

«Портрет женщины с ребенком». Неизвестная картина художника Григория Сороки

Григорий Сорока неоднократно обращался к жанру портрета и смог в нем также показать весь свой могучий талант. До наших дней сохранились его «Автопортрет», а также портреты А.Г. Венецианова, А.И. Поздеева, В.А. Преображенского, но самая большая группа картин периода 1840–50­-х годов – портреты членов семьи вышневолоцких дворян Милюковых.

 

Часть семейного портрета?

Статский советник Н.П. Милюков (1802–1889) был хозяином крепостного художника Григория Васильева по прозвищу Сорока, который по воле барина служил садовником в имении в Островках. «Портрет женщины с ребенком» из сопоставления общих художественно­-изобразительных признаков более всего подходит к группе сохранившихся портретов младших детей Н.П. Милюкова – Конона, Елизаветы, Лидии. Скорее всего, это был центр многофигурной композиции, и женщина с ребенком – не кто иная, как жена хозяина Островков Аграфена Кононовна Милюкова (1802–1863), и все работы художника задумывались не как отдельные произведения, а, прежде всего, как один большой групповой портрет младших детей Милюковых с матерью.

Казалось бы, давно известны сохранившиеся картины крепостного живописца. А тут неизвестный портрет…На запрос в Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова пришел ответ от главного хранителя Ирины Кострыкиной с данными о произведении из фондов музея:«ВМИИ КП­1666. Сорока Г.В. Портрет женщины с ребенком. 1851. Холст. масло. 41,5х34 см. По левой кромке на лицевой стороне холста надпись: П Гр Сорока 1851. На обороте подрамника надпись: Гр. Сорока уч. Проф. А. Венецианова. Поступила в Волгоградский музей изобразительных искусств через централизованные передачи по приказу МК РСФСР через Дирекцию художественных фондов и проектирования памятников (ныне РОСИЗО) в 1963 году, инв. номер ДХФиПП Ж­2708».

 

Внучка адмирала, дочь адмирала

Григорий Сорока знал, кого он писал, и в портрете своей хозяйки, безусловно, ориентировался на это знание. Посмотрите на эту женщину – не героиня, не светская львица, каких любили тогда изображать известные художники. Нет значительного сюжета, нет эффектной позы. Художник даже не пытается приукрасить модель и пишет намеренно просто, избегая картинности. Но почему хочется вновь и вновь смотреть на это полотно?  Да потому, что художник создал прежде всего образ матери. На коленях у Аграфены Кононовны сидит ребенок с яблоком в руке. Наивная аллегория, символизирующая детей Милюкова как плоды его древнего дворянского древа. Это младший сын в семье – Арсений Николаевич Милюков (1847–1905). О нем сохранились самые скупые сведения: столоначальник в канцелярии Губернской земской управы Тверской губернии. Но именно благодаря ему удалось открыть тайну происхождения его матери.

В «Журнале 75­го заседания Тверской ученой архивной комиссии. 15 мая 1900 года» нахожу:

«Был показан большой поясной прекрасно исполненный портрет адмирала Александра Ивановича фон Крузе… Показанный портрет в настоящее время находится в семье Тверского дворянина Арсения Николаевича Милюкова, к которому он перешел от отца, женатого на внучке адмирала Агриппине[Аграфене] Кононовне, урожденной Обернибесовой; последняя же получила его от сына Адмирала А.А. Круза, умершаго бездетным».

Таким образом, выходит, что Н.П. Милюков, всегда гордившийся, что его крестным отцом был сам император Александр I, а крестной матерью – императрица Мария Фёдоровна, был женат не на бедной местной родственнице, а на внучке одного из самых известных екатерининских адмиралов, датчанина А.И. фон Крузе (1731–1799).

Дочь адмирала фон Крузе, Марина Александровна (1779–1817), вышла замуж за контр­-адмирала Конона Антоновича Обернибесова (1768–1820). Личность  тоже известная в истории Российского флота. Служил волонтером на британском Королевском флоте. Сражался с французами под флагом адмирала Нельсона. В чине капитан­-лейтенанта вернулся в Россию и участвовал во многих морских кампаниях. В Михайловской волости Вышневолоцкого уезда обустроил свое имение Архангельское. Впоследствии оно и стало родовым гнездом для обнищавших потомков контр-­адмирала.

Однако Н.П. Милюков познакомился с А.К. Обернибесовой не в родных Удомельских краях. Она в 1827 году окончила Смольный институт благородных девиц (18­й выпуск). После смерти родителей  Аграфена из Петербурга уехала в Москву, где жила в семье своего дяди Александра Александровича фон Крузе (1777–1844), полковника, конногвардейца. По всей видимости, в этом городе и произошла ее встреча с будущим мужем Н.П. Милюковым. В 1830 году они повенчались.

 

Дети

Н.П. Милюков не обходит вниманием творчество Сороки, но его вкусы в изобразительном искусстве очень далеки от «бытописания» А.Г. Венецианова и его учеников. Хозяин Островков считает вершиной искусства только салонный парадный портрет. Это подтверждает сохранившийся портрет Н.П. Милюкова (1831 г.) кисти художника Н.Д. Мыльникова в Государственном историческом музее.«Портрет женщины с ребенком» подписан 1851 годом, однако другие части этого полотна датируются более ранним периодом. В семье Н.П. и А.К. Милюковых было семь детей. Поэтому требуется тщательно проанализировать их биографии, чтобы понять, кто из них мог быть изображен в групповом портрете.

Пётр (1830 – ?). В будущем первый историк семьи Милюковых, надворный советник. Ко времени начала создания группового портрета скорее всего его уже не было в родительском доме.

Лидия (1832 – ?). Старшая дочь Милюковых. Сохранился ее портрет работы Г.В. Сороки. Этосовершенно законченное произведение и не может считаться частью или образцом для более поздней композиции. Портретируемой всего 11–12 лет, а рядом с матерью должна стоять или сидеть 18–19­-летняя девушка. Над образом Лидии художник работал больше всех, ведь для него это был образ любви – его любви.

Согласно сохранившейся местной легенде, Григорий Васильев именно в период работы у барина в Островках влюбился в дочь своего хозяина, и она ответила взаимностью.

По замыслу Сороки, Лидия в групповом портрете должна находиться в центре, с правой стороны от матери, перед ней стоит или сидит  младший брат Михаил. Справа к ней склонилась младшая сестра Елизавета, на плечо которой Лидия положила  руку. И этому нашлось научное подтверждение в описании портрета Е.Н. Милюковой. В справочнике «Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. Санкт-­Петербург. Palace Editions. 1998» находим следующую информацию: «Исследование портрета при помощи рентгеновских лучей обнаружило закрытую верхним живописным слоем женскую руку, лежащую на плече девушки. Вероятно первоначально он был частью группового портрета, а позднее обрезан и частично переписан художником».

Николай (1833–1895) – второй сын в семье Милюковых. Логично предположить, что он тоже, как и старший брат, ко времени написания портрета Милюковых воспитывался в кадетском корпусе. Однако случайная находка в офицерских списках лейб-­гвардии Семеновского полка за 1854 год делает возможным его изображение в групповом портрете. Несмотря на разницу в два года, Николай и Конон Милюковы одновременно производятся «из портупей-­прапорщиков сего полка в прапорщики». Эскиз портрета Конона сохранился, что дает нам возможность предположить, что Сорока рисовал и Николая. В композиции он должен стоять или сидеть слева от матери, чуть впереди Конона.

Конон (1835–1871) – любимец  семьи. в двух сохранишвшихся его портретах видна симпатия художника к этому мальчику. Второй образ – более этюдный (холст на картоне, масло. 26х21 см), без сомнения, должен был войти в левую часть группового портрета.

К.Н. Милюков до конца своих дней сохранял добрую память о крепостном живописце. Выйдя в отставку, поселится в родовом имении в Вышневолоцком уезде.  Благодаря рассказам отца Николай Кононович Милюков – видный деятель Тверского земства, первым опубликовал в 1916 году в журнале «Старые годы» «Мелкие заметки о Григории Сороке». С тех пор и стали известны имя и судьба последнего крепостного художника России.

Елизавета (1836 –?) – младшая дочь в семье Милюковых. В письмах к Н.П. Милюкову художник А.Г. Венецианов посылал ей приветы и выражал желание полюбоваться ее кудрями. Ее портрет работы Г.В. Сороки сохранился (холст, масло. 33х25 см), и он как раз является сохранившейся частью группового портрета. Искусствовед Г.С. Островский считает, что «Портрет Елизаветы Милюковой» достойно выдерживает сравнение с лучшими женскими портретами не только 1840­-х гг., но и во всей русской живописи прошлого столетия».

Судьба Е.Н. Милюковой почти неизвестна исследователям. От себя могу добавить, что после 1869 года она вышла замуж за помещика С.Д. Березина (1823–1886), вдовца, имевшего от первого брака двух сыновей. Ее муж – родной брат Екатерины Березиной (1822–1846), первой жены великого русского хирурга Н.И. Пирогова. Таким образом, Елизавета Николаевна была тетей Николаю и Владимиру Пироговым.

Михаил (1845–1875) умер молодым, в возрасте 29 лет, и похоронен на родовом кладбище Милюковых в селе Поддубье. В групповом портрете стоял или сидел впереди Лидии, над ним склонилась Елизавета.

Григорий Сорока с упоением работал над групповым портретом семьи Милюковых. Углубляя свой первоначальный замысел, он ищет те особые выразительные средства, ту оригинальность композиции, которая должна выйти за рамки популярного тогда провинциального портрета дворянских семей. Это скорее композиция из человеческих характеров, своего рода портреты изнутри человека.

Эти творческие поиски не нравятся главному заказчику и господину Григория Васильева. Живописец, как может, сопротивляется. Для него, к сожалению, в те дни (после трагической гибели своего учителя А.Г. Венецианова) оборвались последние надежды на освобождение из крепостной зависимости. В жизни и творчестве Григория Васильева нарастают трагические ноты. Отношение между художником и хозяином в дальнейшем только обостряются. Возможно, не последнюю роль в этом еще сыграли взаимные чувства Сороки и Лидии Милюковой.

В любом случае, 1851 год стал последним в работе над групповым портретом. Был ли он закончен, а затем по воле Н.П. Милюкова разрезан на отдельные части, или сам Сорока так и не дописал его? Этого мы не узнаем. Но он был, а значит, открылась еще одна неизвестная страница из жизни нашего земляка Григория Васильевича Сороки.

Леонид КОНСТАНТИНОВ, краевед, член Союза художников России

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Тверская компания не захотела платить дополнительно 105 000 рублей и погасила долг в 1500 000 рублей вовремя

21:40 / 26.02.2024 32

Тверская область поставила восемь новых пассажирских вагонов на Сахалин

21:20 / 26.02.2024 62

Избирательная комиссия Тверской области проводит обучение в рамках подготовки к проведению выборов Президента России

21:00 / 26.02.2024 37

Пьяное сопротивление: в Тверской области задержана буйная автоледи

20:39 / 26.02.2024 73

В России начнет действовать самозапрет на выдачу кредитов

20:30 / 26.02.2024 113

Избиркому Тверской области переданы избирательные бюллетени для голосования на выборах Президента Российской Федерации

20:15 / 26.02.2024 73

Игорь Руденя провел встречу с сельхозпроизводителями Тверской области

20:00 / 26.02.2024 91

Врач предупредила об опасных последствиях употребления сахарозаменителей

19:30 / 26.02.2024 775

В зоне СВО уничтожили первый танк Abrams

19:22 / 26.02.2024 486

В Твери экскурсоводы отметили свой профессиональный праздник

19:18 / 26.02.2024 110

66-летняя пенсионерка из Твери перевела мошенникам почти 1,5 миллиона рублей

19:15 / 26.02.2024 271

Посетители стенда Тверской области в день спорта на выставке-форуме «Россия» проявили себя в гребле, беге и других активностях

19:00 / 26.02.2024 163

Школьникам Кимрского округа Тверской области показали фильм «Василёк»

18:30 / 26.02.2024 212

Сумма ипотечных кредитов в Тверской области в 2023 году превысила 15 млрд. рублей

18:00 / 26.02.2024 110

«Ростелеком Контакт-центр» обработал почти 100 миллионов обращений за 2023 год

17:30 / 26.02.2024 144

ДТП в Твери: столкновение Hyundai и ВАЗ 2114 привело к пострадавшему

17:27 / 26.02.2024 404

Госкомпании закупили у малого бизнеса Верхневолжья товары и услуги на 29,1 миллиарда рублей

17:05 / 26.02.2024 136

В Тверской области простились с командиром мотострелкового взвода, погибшим в ходе СВО

16:43 / 26.02.2024 2355

Житель Тверской области обвиняется в убийстве двоих знакомых

16:32 / 26.02.2024 170

Члены проекта #ИнформУИК продолжают информировать жителей Тверской области о грядущих выборах

16:15 / 26.02.2024 256

В Тверской области продолжает действовать запрет на использование беспилотников

15:55 / 26.02.2024 234

Тверские коммунальщики продолжают вывозить снег

15:31 / 26.02.2024 319

Отключения электричества 27 февраля 2024 года запланированы в Весьегонске

15:17 / 26.02.2024 166

Эксперт рассказала, на что следует обратить внимание для сдачи ЕГЭ на 100 баллов

15:09 / 26.02.2024 188

На заседании Правительства Тверской области рассмотрят подготовку региона к сезонным сельскохозяйственным работам

14:26 / 26.02.2024 175

114 водителей из Твери заставили снять тонировку

14:17 / 26.02.2024 189

Компания из Тверской области срубила без документов ценной древесины на 6 миллионов рублей

14:09 / 26.02.2024 149

19-летний курьер из Череповца заплатит за обман пенсионеров Верхневолжья

13:52 / 26.02.2024 238

Рабочая группа по СВО предложила новые меры поддержки участников спецоперации, волонтёров и производителей БПЛА

13:40 / 26.02.2024 157

528 мужчин из Верхневолжья приняли участие в тематической ярмарке трудоустройства

13:28 / 26.02.2024 150