Алексей Тыранов считается одним из самых одаренных учеников Алексея Венецианова.
В школу Венецианова в вышневолоцком имении Сафонково талантливый и очень прилежный подросток попал из НиколоТеребенского монастыря, где вместе с братом работал в иконописной артели. Уже среди ранних, можно сказать, ученических полотен Тыранова, по крайней мере, два – «Автопортрет» (1825) и «Девушка, опирающаяся на руку» (1827) – благодаря не столько живописной технике, сколько эмоциональной силе и удивительной психологической глубине, по единодушному признанию специалистов, являются главным, бесспорным вкладом художника в историю отечественного искусства.
Творческая скороспелость Алексея Тыранова сказалась на его взаимоотношениях со своим знаменитым учителем. Венецианов назвал Тыранова «потерянным человеком», узнав, что тот стал посещать мастерскую Карла Брюллова. К подобному повороту добившегося определенных успехов начинающего живописца могли подтолкнуть желание следовать моде и получить финансовую независимость. С другой стороны, в общемто еще совсем молодой художник пробует «другие» краски и пытается выйти за пределы привычных тем и социального круга.
Впрочем, другим питомцам Венецианова также время от времени становилось тесно в «школьных одеждах» и они преступали установленные учителем творческие правила, пополняя число «потерянных людей». В частности, они помальчишески так безоглядно и лихо стали писать самих себя и друг друга, что оставили потомкам единственную в своем роде, блестящую, но, увы, недооцененную галерею портретных изображений тинейджеров первой половины XIX века.
Тем не менее, Алексей Венецианов оказал огромное влияние не только на творчество своего неординарного ученика, но и на его судьбу. Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, пристроил его под покровительство Императорского общества поощрения художеств, достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там.
За интерьеры «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» (1826) и «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» (1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил малую, а потом большую золотую медаль.
Известность Тыранова растет. В 1832 году Академия художеств присваивает ему звание неклассного художника. Вскоре Алексей Тыранов становится самым популярным портретистом в Петербурге, соперничавшим разве что только с новым своим наставником Карлом Брюлловым. По словам современника, на выставках «около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо». Среди его моделей такие знаменитые личности, как писатель Иван Лажечников, журналист Петр Плетнёв, художник Иван Айвазовский.
И все же некоторые исследователи считают, что Тыранов сделал большую ошибку, уходя в своем творчестве от «венециановской школы», которая развивалась в сторону художественного реализма, открывала горизонты демократической жанровой живописи, к Брюллову, художнику несколько экзотическому и уводящему от реальности и подлинной глубины. Тыранов, мол, ощутит свою раздвоенность, пойдя за Брюлловым, – и это потом привело его к творческому кризису и гибели.
Как бы то ни было, постепенно Тыранов все сильнее попадает под влияние Брюллова, невольно копируя его манеру. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанности деталей, все более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия («Портрет А. Н. Дубельт», «Портрет неизвестной в лиловой шали», «Портрет Е.П. Ковригиной» и другие работы этого периода). В 1839 году Алексей Тыранов в качестве пенсионера Академии художеств отправляется в Италию, где в течение четырех лет творит с былой одержимостью и вдохновением.
Странная особенность тырановского дарования: картины удавались ему, когда модель проявляла искреннее внимание даже не к его работе, а к его жизни. Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, художник привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила Тыранова. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, он попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. В 1859 году, тяжело больной чахоткой, Алексей Тыранов уезжает к брату в город Кашин, чтобы умереть там, в нищете и безвестности.
P.S.
Одно из последних произведений художника «Девушка с тамбурином» («Итальянка с тамбурином») имело грандиозный успех. Судьба этого полотна до сих пор не совсем ясна. По одной из версий, картина пропала, по другой – она хранилась в закрытой частной коллекции, поскольку ее сразу же, еще на выставке, приобрел граф Бенкендорф.
1 марта 2008 года состоялся аукцион года, посвященный двадцатилетию аукционного дома «Гелос» – крупнейшего в России. Ключевым стрингом аукциона стала западноевропейская и русская живопись. Полотно Алексея Тыранова «Девушка с тамбурином» («Итальянка с тамбурином») было продано за 24000000 рублей. Сведений о том, где же она все эти годы была, каким образом вновь возникла и какова ее нынешняя судьба, я, по крайней мере, не обнаружил. Любопытно, что на возвращение «Девушки», хотя когдато она наделала столько шума, не последовало скольконибудь подробной реакции искусствоведов.
Впрочем, репродукция «аукционной» «Девушки с тамбурином» вполне доступна – поисковики в разделе «картинки» ее показывают сразу же.
Виктор ЧУДИН