Осенью в Тверском театре юного зрителя сыграли премьеру спектакля «ТЮЗ. Контакт», но поскольку он идет на камерной (или, по-другому, экспериментальной) сцене, публика всегда немногочисленна: еще одно наименование сцены – малая, на всех желающих мест не хватает. Это очень жаль, потому что ничего подобного многие наши театралы прежде не видели.
Новый проект называется плейбек-театром, это вид театра импровизации, когда зрители рассказывают свои истории, а актеры вместе с музыкантом тут же превращают их в художественное сценическое произведение.
– Нет ничего интереснее обычных человеческих историй. Можно сказать, плейбек и есть театр человеческих историй. Основную его миссию мы видим в сплочении людей, ведь о своем личном рассказывают только тем, кого знают. Я – кондактор, буду помогать налаживать связь между вами и актерами, – обратилась к зрителям актриса Инна Волкова и предложила поделиться историей, пусть даже бессобытийной, которая произошла лично с ними.
Показывали истории артисты ТЮЗа Елена Фомина, Владимир Крылов, Василиса Жигунова, Константин Павлов. А аккомпанировал им на электронном пианино Александр Кор, молодой музыкант, который кроме клавишных инструментов владеет также скрипкой, барабаном, а главное, даром импровизации.
Рассказывая о новой постановке, нет риска выдать спойлер: можно смотреть подряд все спектакли «ТЮЗ. Контакт», и каждый раз он будет новым, непохожим на предыдущий. О чем тут говорить, если сюжета нет, ролей, и главных, и второстепенных, тоже. Нет и режиссера, правда, актерам помог владеющий приемами режиссуры плейбек-театра Тимур Шарафутдинов. Этот спектакль не просто живет «здесь и сейчас»: трудно представить театральное представление, в основе которого не лежит пьеса, и все, что делают артисты и музыканты, рождается по ходу действия. Оказывается, так бывает – на спектакле «ТЮЗ. Контакт» сплошная импровизация, практически ничем не ограниченная фантазия четырех артистов.
Чайки над головой
Все началось с разминки. Кондактор предлагает назвать тему. «Муж на час и депутат», – говорит кто-то из зрителей. «В бане», – добавляет другой. В таком же несерьезном, дурашливом тоне разыгрываются и следующие сценки. Для маленьких зарисовок зрители сочиняют предлагаемые обстоятельства для актеров, решают, кем они друг другу являются, где находятся. Начинают играть двое, вышедшие на время за дверь два других, войдя, должны понять, что происходит, и пытаться продолжить действие, что каждый раз создает комический эффект.
Как разминку для зрителей можно расценить их ответы на простые вопросы: как вы провели сегодняшнее утро, что ели на завтрак. Что-то переспросив и отметив для себя вроде бы незначительные детали, артисты сочиняют на их основе небольшие сценки.
Но самый интересный момент наступил, когда зрители один за другим стали садиться на специальный стул рядом с кондактором, чтобы рассказать всем свою мистическую историю. Так определила тему сегодняшнего дня Инна Волкова: пусть это будет что-то необычное, чему в мире логики нет объяснения.
И вот здесь перед артистами открывается возможность в полной мере проявить себя – баловаться, куражиться, развлекаться, дурачиться, разыгрывая истории, которые они только что услышали.
Первой в роли рассказчика выступила сама кондактор. В ее истории ребенок видел незнакомого человека в комнате, где кроме него и мамы никого не было: «Вот же он, дядя! Ты что, не видишь его?» – приветственно махал кому-то рукой малыш.
На основе этой и других историй, поделиться которыми стремилось немало желающих, артисты делали маленькие сценки. Одну из них рассказала мама двоих детей:
– В одной мистической стране несколько лет назад людям мистическим образом запретили выходить из дома. Тогда я купила большой дом на колесах и поехала из Москвы в Санкт-Петербург. Машина в дороге сломалась, пришлось нам остановиться в Твери. Семь дней, пока ремонтировалась наша машина, я гуляла по городу. На пятый день я в него влюбилась и сказала: «Все, переезжаю в Тверь». Я была раньше здесь, но она мне не понравилась, не знаю почему. В один день нашлось все что нужно – квартира, няня, школа, тренировки: куда ни звоню, по первому сигналу решается. Я живу здесь три года, это мое место – не нарадуюсь.
Звучали и совсем небольшие и незначительные истории, тем интереснее и смешнее оказывалось их воплощение. Инсценируя рассказ подростка про птицу, которая постучала клювом в его окно, а на следующий день мама обходила комнату со свечой в руке, Елена Фомина, заламывая руки, призывает своего суженого. Владимир Крылов, как Финист Ясный Сокол, взгромоздясь на столб, бьется у окна и орет по-грачиному. А Василиса Жигунова играет большую свечу, руками изображая пламя.
Рассказ, который начинался словами «в детстве меня любили маньяки» – на самом деле не о любви, а о том, как за ребенком вечером шел странный мужчина, и только неожиданное появление полицейского спасло девочку от беды. Из этой мрачной истории артисты, зацепившись за слово «любовь», сделали пародию на музыкальный клип. Костя Павлов, преувеличенно страшно размахивая руками, играет преступника, Елена Фомина под аккомпанемент электропианино поет песенку: «Как любил меня маньяк. На улице темно, а я одна давно. Хожу по Пролетарке, надо мной летают чайки», а ее товарищи под несмолкаемый хохот показывают девочку, чаек, незадачливого преступника.
К слову говоря, абсурдистская, фарсовая форма изложения историй, изначально несмешных и даже печальных, может иметь психотерапевтический эффект. Ведь в основе плейбека лежит психодрама – терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.
А плейбек-театр родился в 1975 году в Америке, его основатели, семейная пара – Джонатан Фокс, который занимался академическими исследованиями в области театра в Гарварде, и Джо Салас, служившая волонтером в развивающихся странах. Их знакомство с психодрамой дало толчок развитию и распространению интерактивного импровизационного театра, сейчас очень популярного во всем мире.
Русский Петрушка и итальянский Арлекино
Не то удивляет, что артисты с ходу перевоплощаются в неживые предметы: во время обучения театральному искусству они много раз разыгрывали этюды. И даже не то, что песенка сочиняется прямо у нас на глазах. Удивительно взаимодействие артистов – как они, не сговариваясь, предварительно не репетируя и даже не распределяя роли, включаются в только что придуманное. Поражает неистощимость фантазии. Радует, что спектакль через долгое время так же будет восхищать, тем более что каждый раз другими становятся и состав артистов, и зрители, и значит, их истории из жизни, которые они предложат исполнителям.
В любом произведении искусств, которое создается у нас на глазах, есть вызов привычным традиционным формам, их строго установленным рамкам. Да, результат не всегда приносит удачу, но всегда ощутим свободный порыв самовыражения, присущий человеку.
За примерами далеко ходить на надо. Импровизация в музыке – джаз, в танце – Айседора Дункан и другие сторонники спонтанных движений. В литературе – пушкинские «Египетские ночи», но можно посмотреть «Маленькие трагедии» в постановке Михаила Швейцера, где импровизатора играет Сергей Юрский.
А что касается театра, импровизационность всегда лежала в самой природе этого искусства. Как и в современном плейбек-театре, так же основана на импровизации возникшая в XVI веке в Италии комедия дель арте или на пару столетий позже русский театр Петрушки.
Возрастные ограничения 12+