В истории мирового искусства достаточно примеров, когда у очень известного автора вдруг находится неизвестное произведение. Не нужно ходить далеко за примером. Маэстро детской сказки Корней Чуковский, чью «Мухуцокотуху» знает и любит с детского сада уже не первое поколение россиян, летом 1917 года написал очень мало кому знакомую сказку с ироничным названием «Царь Пузан». Как утверждают исторические источники, сказку автор создал «по требованию собственных детей».
Произведение долго не издавалось отдельной книгой, а потому всенародная слава обошла «Царя Пузана» стороной. Тверской театр кукол помогает зрителю открыть классика заново.
…Зрительный зал гудит румянощекими школьниками. Перед входом сюда они успели набегаться по просторному фойе театра, здесь же полюбоваться на птиц и рыб, представляющих необычный антураж, а также запачкать пальцы сладкой ватой. Теперь дети в предвкушении спектакля.
Пытливые взгляды мальчишек до последнего следят за гаснущим в зале светом. Еще пара радостных реплик – и внимание наконец переключается на сцену. Актеры в атласных костюмах прошлых столетий рассказывают историю одного сказочного государства и его неуклюжего царя, над которым потешается народ и весь придворный свет. Царь, круглый, словно арбуз, старательно не показывает вида, но на самом деле страдает, обижаясь на человеческую бесчувственность. Обладая ранимой душой и добрым сердцем, Пузан не в силах постоять за себя. К тому же царство кипит от недобрых новостей: появился злой исполин, похищающий скотину и людей себе на пропитание. Решать вопрос царь начинает кардинально, объявляя о поиске смельчаков во всех концах державы. Интересной режиссерской находкой в этом моменте постановки стали соответствующие рассылки в зал. Азарт, с которым мальчишки старались поймать кружившие по первым нескольким рядам листовки, угрожал чуть ли не перерасти в потасовку.
Однако Чуковский, будучи настоящим гуманистом, избегает кровопролитной бойни добра со злом, посылая самого царя в логово захворавшего к этому времени злодея и давая героям время и возможность подружиться. В этой сказке нет отрубленных голов и других атрибутов победы света над тьмой. Здесь тьма стала светом – искренне раскаявшегося исполина царь взял на работу в свое государство, обещая кормить его. А сам за время тяжелых трудов по лечению больного великана стал стройным и перестал быть посмешищем в глазах двора. Все это дало Пузану уверенность в своих силах, с которой он под занавес едет к давно любимой принцессе Монессе.
Живая реакция зала, детское напористое стремление помочь «хорошему» и наказать «плохое» запоминаются, как отдельные ценные эпизоды спектакля. Проверьте сами.