Выставка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылась в Тверском императорском дворце 22 июля. Чтобы ее увидеть, надо прийти во дворец, который уже открыт для посещений.
Входя в наполненный светом зал с высокими сводчатыми потолками, словно переступаешь черту — не между днем сегодняшним и вчерашним, а между двумя веками. И попадаешь из мирной жизни в военные будни. Картины на выставке «Есть память, которой не будет забвенья…» выполнены преимущественно в реалистичной манере, в которой писали многие советские художники. Детально выписаны предметы интерьера, одежда, фигуры и лица, залитые солнечным светом или едва проступающие в мерцающем огоньке свечи. Переходишь от картины к картине, и возникает впечатление, что заглядываешь то в одну распахнутую дверь, то в другую, слегка приоткрытую, и оказываешься то в нетопленой комнате у постели раненого, то возле стола, за которым ветераны-фронтовики празднуют Победу, а то и вовсе на улице возле оглушительно стрекочущего и плюющего огнем пулемета.
Эффекту погружения способствует и музыкальное сопровождение. Песни военных лет и музыка, передающая весь трагизм испытаний, выпавших на долю наших дедов и прадедов, их жен и детей, звучат приглушенно, будто из другого времени.
Там, в этом страшном времени, женщина прощается с мужем и сыном, в последний раз присев с ними «на дорожку» – вещмешки уже собраны, форма надета, еще минута, и шагнут они за порог, и кто знает, суждено ли им будет увидеться вновь. Картину «Проводы» написал наш земляк, Михаил Богатырёв. В годы Великой Отечественной он был пулеметчиком, получил тяжелое ранение, видел смерть. Кистью и красками он сумел передать и растерянность перед нежданной бедой, и предчувствие предстоящих потерь, и боль разлуки.
Такая же растерянность и одновременно надежда на новую встречу – на лицах женщин на картине «Матери, сестры…» (1969) другого художника-фронтовика, Евсея Моисеенко. Относится она к бытовому жанру, но несет такую смысловую нагрузку и эмоциональное напряжение, что стала центром экспозиции.
Выразительные женские лица мы видим и на других полотнах. Живописцы разных лет отдавали заслуженную дань женщинам, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, потерь, непосильного труда, нередко вставали плечом к плечу с мужчинами, защищая Родину. Это отчетливо читается на картинах Амира Валиахметова «Хозяйка партизанской землянки», Александра Марышева «Партизанка», Ахмеда Китаева «В тылу врага», Николая Смирнова «Медсестра».
Много на выставке портретов военных: командующих фронтами, Героев Советского Союза, ветеранов. Они созданы выдающимися советскими художниками и наполнены жизнью.
Но война вторгалась не только в судьбы людей. Она до неузнаваемости меняла облик городов, наносила раны природе. Бомбежки, взрывы мин, пожары, вырытые окопы оставляли свои страшные следы. И они тоже запечатлены на картинах. Есть здесь и наш Калинин – искореженный Старый волжский мост, полуразрушенный Императорский дворец.
А еще на выставке представлено прикладное творчество. Это юбилейные декоративные вазы, созданные на Конаковском фаянсовом заводе, декоративные тарелки и композиции. Они, вместе со скульптурными портретами героев Великой Отечественной, делают экспозицию цельной и законченной.
Галина АНДРЕЕНКО
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ