Эта удивительная история, безусловно, глубже, чем кажется. Фильм «Спасти мистера Бэнкса» стартовал в российском прокате на прошлой неделе и сразу заслужил большинство одобрительных откликов и публики, и критики. Есть за что.
Картина повествует о непростых взаимоотношениях британской писательницы Памелы Трэверс, автора знаменитых повестей о Мэри Поппинс, и легендарного Уолта Диснея, который дал слово своим дочерям, что обязательно экранизирует их любимую книжку. Принципиальность Памелы, настойчивость Уолта, пронзительная и трагичная история, предшествующая созданию «Мэри Поппинс», – все это делает фильм захватывающим и одновременно очень простым.
Ценность этого фильма в том, что он светлый. И в тонах, и в настроении. Несмотря на острый конфликт интересов главных героев. Люди в прошлом умели договариваться и конфликтовать изящно. К слову, именно стиль общения делает подобные фильмы необыкновенно популярными у взрослых.
В сюжетном полотне два слоя: Голливуд 1961 года и отсылка к прошлому, где детство Памелы (Хелен Гофф) раскрывает ключевые моменты ее отношения к своим героям – того отношения, которое настолько лично, что никакие, даже самые талантливые, сценаристы студии Диснея не могут понять.
Приехавшая в Америку писательница – после 20 лет уговоров со стороны Диснея на экранизацию ее повестей – диктует невероятные условия. Ее дотошность к каждому слову, кажущаяся неоправданной придирчивость заставляют самого Уолта сомневаться в том, что экранизация состоится.
Роль Пэм блестяще сыграла Эмма Томпсон, хорош и Том Хэнкс, ничем не похожий на Диснея, кроме разве что усов (но в России последний отшельник знает его имя, а вот как Дисней выглядел, не знает почти никто). И очень порадовал Колин Фаррелл. Наверное, даже больше всех.
Притягательность этой картины и в том, что она основана на реальных событиях. Из Музея Диснея были извлечены старые дневники, аудиозаписи работы над сценарием. Та игра в принципы, которую демонстрирует писательница, в проекции на современность выглядит настолько нереально, что только честное слово продюсера, данное им детям, может сделать ее актуальной сегодня. А преданность своим героям, нежелание их продавать, делать из них «мультяшек» – это пример глубоко личного отношения писателя к своей фантазии, которая, как мы понимаем, совсем и не фантазия.
Фильм во всех отношениях хорош: доброй историей, стилистикой эпохи, которой качественные голливудские фильмы всегда поражали. Экранизация этого сценария Кэли Марсель изначально была беспроигрышной. И, снятая в привычных лекалах, она стала образом киноистории, далекой от современной пошлости, и, кстати, первым фильмом студии «Дисней», где показан сам Уолт Дисней.
Все больше как в России, так и за рубежом набирают обороты биографические сценарии. Творческий кризис сценаристов, для которых кончилась классическая и современная литература? Зато открылся новый пласт судеб известных людей. В любом случае, сегодня любой фильм с положительным призывом заслуживает того, чтобы стать частью коллекции.