Альфонсо Куарон со своей «Гравитацией» попал, что называется, в струю. На фоне общего сокращения финансирования космических проектов американского космического агентства (NASA), последних кадровых перестановок в Роскосмосе и общего его реформирования поднимать взгляд в небо стали чаще.
Фильм хочется похвалить. Это потрясающее кино. Зрелищность мы часто соотносим со смысловой пустотой, потому как современные продюсеры привыкли более считать сборы, нежели нести определенный посыл зрителю, но «Гравитация» – это чтото новое в подходе к кинозрелищности.
Почти весь фильм – это компьютерные спецэффекты. Но в нем есть то, что отодвигает техническую «продвинутость» на второй план. В нем есть эмоция. Куарон снимал фильм о человеке в космосе, о его физической ничтожности перед лицом бесконечной Вселенной. Все полтора часа зритель вынужден «болтаться» в невесомости, переживать, хвататься за любые зацепки, лишь бы удержаться на берегу черного космического океана.
Психология одиночества перед бесконечностью – это классика, беспроигрышный ход, который со времен Хемингуэя использовали на удивление редко и литераторы, и режиссеры. Здесь нужно уметь не сфальшивить.
Сюжет «Гравитации» прост. Осколками от взорванного спутника повреждается космический шаттл; астронавтов, работавших в открытом космосе, разбрасывает в разные стороны, доктора Райан Стоун (Сандра Буллок) и Мэтта Ковальски (Джордж Клуни, который после «Соляриса» Содерберга стал матерым ветераном астронавтики) уносит в неизвестность. Чтобы выжить, приходится собрать волю в кулак, побороть ставшее почти осязаемым отчаяние и всем существом стремиться к Земле.
Многие сравнивают «Гравитацию» с «Древом жизни» Терренса Малика. Не изза захватывающих видов нашей планеты, а, скорее, в связи с попыткой осознания человеческой ограниченности сквозь призму вечности и неизменности. В отличие от сложности умозаключений «Древа жизни», Куарон выбрал путь более легкий, усложнив его технически. Но кинематографические приемы – не на первом плане. Важно то, что космос равняет всех. Нет здесь звезднополосатых флагов и триколоров. Вернее, они не важны. Космос – единственное место, откуда всем без исключения Земля кажется домом. Это место, которое всетаки «ближе» к Богу. И не потому, что на китайской станции на вас смотрит маленький Будда, а на российской – святой Христофор с иконы, а потому, что в космосе нет силы тяжести, той материальной опоры, которая позволяет человеку оттолкнуться для движения к дому. Стоун в кабине «Союза», как младенец в утробе матери, согнув колени, парит в невесомости, потому что космос – это колыбель жизни, и Бог здесь ощутим почти физически. И нет ничего притягательнее земли, когда на пустом неизвестном берегу, лежа на мокром песке, ты – дома. И не важно, в какой части планеты.
И за эти ощущения стоит воздать режиссеру должное. Не за агорафобию, а именно за желание каждый раз ногами ощутить под собой пол. За гравитацию. За минимализм и полное погружение.
Мы всегда смотрим самое новое кино в киноцентре Silver Cinema (ТРЦ «Рубин»). Дружелюбный персонал, комфортные и просторные залы – все это делает просмотр приятным, позволяет полностью погрузиться в атмосферу фильма.