«Я думал, в театр давно никто не ходит, а здесь, посмотри-ка, и свободных мест нет» – шептал своей спутнице мужчина, сидевший прямо передо мной.
Еще бы они были в первый день премьерного показа! На большой сцене Тверского академического театра драмы в минувшие пятницу, субботу и воскресенье давали классику – «Доходное место» по пьесе Александра Островского.
Пьеса сама по себе хороша. А в постановке Геннадия Шапошникова, главного режиссера московского «Театра на Покровке», она заиграла всеми своими гранями, как бриллиант при правильном освещении.
Это была классика во всем: от меблировки комнат и нарядов действующих лиц до манеры их речи и развития сюжета. Но от диалогов не веяло нафталином, в исполнении актеров тверской драмы многие из них звучали просто шедеврально и идеально вписывались в контекст дня сегодняшнего.
Сложно удержаться, чтобы не процитировать отдельные реплики: «За что их даром любить-то, мужьев-то?» или «У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь». Или вот еще: «Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!». Никого из своих знакомых при этих словах не припоминаете?
Даже оторопь брала: неужели Островский написал все это больше 160 лет назад? Да это же все про нас сегодняшних! И про желание устроиться на «тепленькое» местечко, и про взяточничество, и про людей небольшого ума, высмеивающих тех, кто следует своим идеалам и не хочет жить по навязанным правилам. И про отношение к женщине, как к товару, который надо выгодно сбыть. И здесь же про то, что не всякую любовь купить можно. Про честный путь и нечестный. Про выбор, который каждый делает.
Смешного много, и зрители смеялись, но в итоге плакать хочется от того, что почти ничего в жизни общества за полтора столетия не изменилось. Да и конец у пьесы открытый – каждому позволено самому додумать, чем дело в итоге обернется.
Мужчина, который перед спектаклем удивлялся, что в театр столько людей ходит, в конце спектакля стоя аплодировал артистам. Как и весь зал.
Галина АНДРЕЕНКО
фото: Анастасии Чистяковой