Эхо Большого детского фестиваля во второй раз донеслось до нас. Как и осенью позапрошлого года, в Твери открыл его народный артист РФ, художественный руководитель БДФ Сергей Безруков.
Все четыре дня фестиваля были крайне насыщены событиями, на девяти площадках Твери, Вышнего Волочка, Кимр прошли 68 мероприятий. Это показ спектаклей – победителей фестиваля из Москвы, Казани, Воронежа, Твери и Пензы, демонстрация фильмов, встречи с популярными детскими писателями, режиссерские лаборатории, мастер-классы и тренинги для воспитанников творческих студий. Для ребят провели занятия по сценической речи, вокалу, пластике и сценическому движению. А более чем 60 слушателям из учреждений культуры нашего региона представили обширную образовательную программу.
Площадками, помимо тверских, стали Кимрский театр драмы и комедии, Вышневолоцкий драматический театр, мультимедийный парк «Россия – моя история», киноконцертный зал «Панорама», областная библиотека имени Горького.
Как сообщил Сергей Безруков, БДФ проводится по федеральному проекту «Культура малой Родины» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ.
Сергей Безруков уверен, что уделять внимание детским театрам – важная задача для регионов. При этом, как заметил худрук БДФ, в Тверской области театрам оказывается всесторонняя поддержка.
– Те, кто занимается детским театром, – это люди, которые работают на совесть. А совесть – это дети. Более того, детский театр воспитывает. Я представляю театр для взрослых – Московский губернский театр, но у нас есть 14 спектаклей для детей, – сказал на пресс-конференции Сергей Безруков.
БДФ – многожанровый фестиваль, но самой обширной по традиции была театральная программа. Она включала шесть спектаклей, отобранных детским жюри «Эхо БДФ». Открылась афиша сказкой «Маленький принц» (6+), в которой принял участие Губернаторский оркестр Московской области. Поставил спектакль и сыграл в нем главную роль Сергей Безруков.
– Пока вы сохраняете в душе Маленького принца, вы остаетесь человеком в душе. Пока он с вами, вы способны летать и быть романтиком, – так сказал Сергей Безруков о своем герое.
«Лисьи огни». Все они учатся в моем классе
На второй день фестиваля артисты Тверского ТЮЗа сыграли эскиз будущего спектакля «Лисьи огни» (12+) по пьесе современного драматурга Влады Ольховской, ставшей лучшей на II межрегиональном фестивале «Своя территория. Территория сотворчества».
Мистическая драма – так обозначила жанр автор – начинается с того, что группу подростков, наказанных за жесткий буллинг, везут на реабилитационный семинар. За городом автобус ломается, сопровождавший школьников психолог куда-то исчезает, показавшееся на небе северное сияние внушает тревогу. Смех, с которым ребята обсуждают легенду о том, что здесь пропадают люди и повинна в этом мифическая лиса, сменяется страхом: все ближе и ближе подбирается к ним неведомое существо. Страшно не только сбившимся в кучку подросткам, но и нам.
Вот, собственно, и все в двух словах, что мы увидели за полчаса: это был эскиз спектакля, к которому артисты вместе с режиссером Фамилом Джавадовым начали подготовку всего за несколько дней до показа. Но как интересно было за ними наблюдать: они такие разные, и каждому удалось так объемно вылепить свой образ.
Первое, что делают эти малолетние мерзавцы, – грубо сгоняют со своего места старую бродяжку. Все шестеро уверены в своей безнаказанности, у каждого четкое обоснование собственной правоты. Один из них, явный лидер, хотя каждый претендует на этот статус, – привыкший все решать с позиции силы быдловатый здоровый парень.
Не расстается ни на миг с ноутбуком Паук. Не поймешь, девочка это или мальчик, маленький, щуплый, но преуспевший в травле ровесников – одна из его жертв чуть не покончила с собой.
Для Марата все вокруг слизняки, путаются под ногами, что с ними считаться. Рита установила в классе диктатуру и наказывает всех, кто ей не нравится. Избивает своих жертв на пустыре, а подружки выкладывают видео в соцсети и собирают лайки. Лера – за справедливость, считает, что те, кого она травит, заслуживают это.
И только Антон сам ничего не делает: зло творят его жертвы, которых он ловко обрабатывает. Даже здесь, среди подобных себе, он стравливает их, доводит до драки. Я никого не неволю, говорит этот манипулятор, каждый сам выбирает то, что ему надо.
Все полчаса мы видели прекрасные актерские работы. А станет ли эскиз полноценным произведением, решалось в этот день в зрительном зале, где после просмотра обсуждали его зрители.
Первым абсолютно убойным было заявление девочки школьного возраста: «Персонажи такие разные, но каждый тип мне знаком: все они учатся в моем классе».
Среди выступавших было много подростков, они говорили, что это очень интересная постановка, но хотелось бы знать, чем все закончилось. Одна девочка сказала: это и хорошо, что мы не знаем финал, этот спектакль – с открытым концом.
Взрослые отмечали актуальность темы, настаивали на том, что спектакль надо показывать всем школьникам. Большую проблему видят они в том, что в наше время у педагогов нет инструмента влияния на подростков. Школа сняла с себя воспитательную функцию, но ее может и должен нести театр. А одна женщина высказывалась, так и не справившись со слезами, – слишком потрясла ее эта история.
Общее мнение, и критиков, которые тоже принимали участие в обсуждении, и зрителей, формулируется просто: спектакль отличный, он должен быть в репертуаре ТЮЗа.
Из зала часто звучал вопрос, почему люди становятся такими. Что с этим делать, как излечить подростков от пристрастия к жестокости? Нет ответа и в книге Берджесса «Заводной апельсин» и снятом потом по роману режиссером Кубриком фильме о таких вот моральных уродах.
Что-то похожее на рецепт дает Карлос Кастанеда словами дона Хуана. В ситуации, когда ребенок становится неуправляемым, он предлагает действовать так: отец нанимает мужчину жуткой наружности, и во время прогулки с сыном тот человек в условленном месте нападает на мальчика и лупит его. Что бы там в это время ни происходило, как бы ребенок ни кричал, оборачиваться нельзя. Можно только потом успокоить подростка, помочь ему прийти в себя. «Я думаю, трех-четырех раз будет достаточно, чтобы круто изменить отношение мальчика ко всему, что его окружает, – говорит дон Хуан. – Картина мира станет для него иной. Испуг никому не вредит. Если что и калечит наш дух – то это как раз постоянные придирки, оплеухи и указания, что нужно делать, а что нет».
Когда мы видим на сцене сбившихся в кучку испуганных подростков, нам их становится жаль. Хотя, мы знаем, еще вчера они избивали детей. Печально, если для того, чтобы избавить человека от страсти к насилию, надо применить к ним насилие.
Куда лучше не допускать зло в себя, о чем говорит старая бродяжка, великолепно сыгранная Галиной Лебедевой. Она же неожиданно появляется в образе страшного инфернального существа и проходит, незримая для своих малолетних обидчиков. Очень важный персонаж, кто она? Та самая мистическая Лиса? Видимо, режиссером уготована ей важная роль, о которой мы пока можем только догадываться.
«Битвы по средам». Шекспир в ритме рэпа
Самый веселый спектакль фестиваля сыграли на сцене Тверского ТЮЗа артисты Воронежского ТЮЗа – «Битвы по средам» (12+). Поставленный Георгием Цнобиладзе по книге американского писателя Гэри Шмидта, он стал победителем в номинации «Лучший драматический спектакль для детей в старшей возрастной категории» пятого БДФ.
В центре истории, которая происходит в Америке в 1967 году, – семиклассник Холлинг Вудвуд. По средам часть учеников его класса ходит в синагогу, другая – в католический храм. Для Холлинга религиозное воспитание прошло мимо, поэтому он вынужден в среду оставаться в школе со своей классной руководительницей. И если поначалу он считал, что миссис Бейкер его ненавидит – с этого заявления и началось действие, то очень скоро мы видим, какое значительное и благотворное влияние она оказывает на подростка. Благодаря ей он не просто одну за другой прочитывает пьесы Шекспира, но и увлекается ими настолько, что целыми днями декламирует «Венецианского купца», «Бурю», «Ромео и Джульетту».
И что важно, он делает открытие: оказывается, строки Шекспира хорошо укладываются в рэп. Этот стиль, к которому он обращается на протяжении всего спектакля, становится для Вудвуда фирменным.
Так же неожиданно в жизни подростка появляется самодеятельный театр. Для роли Ариэль, духа из пьесы «Буря», приходится надевать желтые колготки. Но мальчик справляется с колкостями одноклассников, что эта роль – девочкина, выходит на сцену. Подростки, пусть и на свой лад, вполне могут любить классику, говорит драматург. А если не боишься насмешек, выйдешь в победители.
Шекспир влияет на Холлинга, более того, сюжеты пьес вплетаются в его жизнь. Как Ромео, он влюбляется в девушку, отец которой конкурент в бизнесе его отцу. И если для пьес самым подходящим оказался рэп, то для танца влюбленных, на контрасте с традиционными постановками «Ромео и Джульетты», – танцевальная вечеринка 60-х с ее двигающимися на стенах кругами и спиралями безумных психоделических расцветок.
Это воспринимается как одна из примет времени, как и нарисованный на щеке сестры желтый цветок. Девушка, хиппи, выступает против войны во Вьетнаме, против разного рода принуждения – носить школьную форму, притеснять мальчиков за длинные волосы, девочек – за короткие.
На безоблачное стремительное повествование только однажды ложится тень: школьная буфетчица, получившая похоронку на погибшего во Вьетнаме мужа, отказывается дать школьнице-вьетнамке какао. Но ситуация тут же разрешается, свой стакан отдает ей классная руководительница, тоже недавно получившая похоронку. А мальчик предлагает однокласснице дружбу.
И действие несется дальше в жанре телевизионной развлекательной передачи, точнее, пародии на нее, с песнями, танцами, добрыми историями дружбы. Хорошее настроение создают четко подобранные треки: успех спектакля у публики вполне может разделить и играющая в стиле дарк-кабаре «Tiger Lillies», и звучащие лейтмотивом великолепные песни «The Doors». И неважно, что и рэп, и дарк-кабаре появились много позже: не надо много требовать от музыкальной передачи, кроме правильного баланса развлекательного и воспитательного контента.
В спектакле никакого психологизма нет, что, кажется, свойственно ностальгически окрашенным произведениям. Нет и характеров, только их очертания – бодрый папа, хлопотливая мама, а одноклассники почти не опознаются, даже по одежде: все они почему-то в белых брюках, юбках, куртках, что воспринимается как униформа.
И увы, не сложился актерский ансамбль, все пробелы сценического действия заполняются молодой энергией главного героя, которого великолепно сыграл Роман Лютиков, его обаянием, готовностью много и часто танцевать – отчего бы и нет, если это хорошо получается, дает возможность продемонстрировать отменную физическую форму и вызвать восторг юных зрителей.
«Иваново детство». Звенящая тишина
Самый недетский фестивальный спектакль, «Иваново детство» (12+), сыграл в Твери Казанский ТЮЗ.
До того, как начался этот вдумчивый, тихий спектакль Антона Федорова по пьесе Владимира Богомолова, зрители могли рассматривать оформление сцены. Сценография, емкая и выразительная, работает над созданием образа землянки. За пианино с разбитой крышкой сидит музыкант и смотрит на раскрытый инструмент, как в горящую печку, на бегущие тени и отблески огня. Треск дров и живая музыка, которую мы слышим в течение всего спектакля, играют здесь очень важную роль.
Картину войны создают и появляющиеся на экране кадры из фильма Тарковского «Иваново детство». Вот и ответ на вопрос, как избежать упоминания известной картины и сделать свою постановку так, как будто фильма не было. Режиссер нашел оригинальное решение: он, наоборот, ссылается на Тарковского, вплетая органично в ткань своего повествования кадры из фильма. Они сопровождают драматическое действие, поддерживают происходящее на сцене. Ребенок смотрит в колодец, бежит, смеется. Но первое его появление, не киношного, а сценического, повергает в шок: почему такое белое лицо, такая странно неподвижная фигура? Не сразу поймешь, что это не живой человек, а кукла, мастерски сделанная, ростом с мальчика. Ее водят вполне профессионально, как опытные кукольники, два драматических артиста в образах бойцов.
Возможностей у куклы иногда больше, чем у живого артиста. Когда Иван во сне взлетает и плывет по небу, здесь он именно взлетает. А на кукловодов, как это всегда бывает в театре кукол, мы не смотрим – видим только главного персонажа.
Фразы за кукольного Ивана маленького произносит Иван большой. В течение всего действия он сидит за столом спиной к сцене, даже не смотрит на нее, играет в солдатики, что-то рисует, а камера показывает крупным планом его руки и солдатиков. Иногда приходит мама, гладит по голове, разговаривает с ним. А на экране мы видим страшные сны ребенка.
Спектакль сильный и тяжелый. Музыка, медленная и тягостная, утомляет. Все как в тумане или, точнее, во сне. Полное ощущение запредельности: все это по ту сторону жизни. Чтобы возникло жуткое ощущение, показывать военные действия совсем не обязательно.
«Не детское дело – война», – говорит боец мальчику, но Ивана, с его неудержимой жаждой мести, не удержать. И вот он сидит в лодке, и его кукольную голову сносит выстрелом.
За все время спектакля в зале не раздалось ни звука. «Спасибо вам за звенящую тишину», – сказала по окончании спектакля худрук Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева.
«Гадкий утенок». Летать можно, но только по ночам
В последний день фестиваля, девятого февраля, победитель БДФ-2024 – пятикратный обладатель премии «Золотая маска» театр «Кукольный дом» из Пензы – играл на сцене Тверского театра кукол спектакль «Гадкий утенок» (6+) в постановке Владимира Бирюкова. Напомним, что наш театр первым в тверском регионе стал победителем БДФ: в 2019 году спектакль «Журавлиные перья» был признан лучшим спектаклем театра кукол для детей младшей возрастной группы.
В спектакле «Гадкий утенок» кукловоды так входят в образ, что мы смотрим на них не меньше, чем на их куклы. Музыкальное оформление, под стать сценографии решенное в стиле датского фольклора, обеспечивал механический шарманщик, всё действие не покидающий сцену.
Сюжет сказки Андерсена не оставлял сомнений в том, что тема буллинга перекочует из вчерашней постановки в ТЮЗе на эту площадку. Но центральной темой пензенского спектакля стала не травля маленького, непохожего на других существа, о чем рассказывается в многочисленных постановках. Здесь акцент перемещен на отношения мамы-утки и утенка и на его восприятие самого себя.
Что показательно, мама еще в период высиживания яиц была не такой, как все. Ей говорили, что надо думать о червяках, а она смотрела на небо. А когда гадкий утенок вылупился, сокрушалась и вслед за всеми признавала, что да, страшненький, но при этом жалела ребенка: зато как хорошо он плавает, говорила она, и какое у него доброе сердце! И увещевала других детей: стыдно смеяться над физическими недостатками. Вот, кстати, и ответ на вопрос, которым задавались зрители эскиза «Лисьи огни» в ТЮЗе, – что надо сделать, чтобы дети выросли приличными людьми.
Понимающая мама из самых лучших побуждений просит своего сына поменьше думать. И как положено всякой доброй утке, узнав, что ее ребенок летает, очень волнуется и уговаривает его никому не говорить об этом: нельзя, чтобы кто-то видел, что он летает. Можно, но только по ночам, Карл! Этим именем авторы сценария нарекли нашего героя. А прекрасная белая лебедь, которая помогла ему понять и полюбить себя, – Клара. Она рассказала ему и о том, что значит свобода и что красота – в душе.
Но сначала он ищет свое место; его не выгоняют со двора – он сам под задорные частушки приблатненного петуха уходит из этого опротивевшего ему тупого и агрессивного мира домашних птиц. А мама остается и ждет прибавления, и тетя утка, пересчитав яйца, ворчит: вот, опять тройня! Ненормальная, ну куда так много – ведь детей надо еще вырастить…