Фильм Михаила Сегала «Рассказы» еще до выхода на широкий экран получил главный приз в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» (2011).
Российская премьера состоялась в ноябре 2012-го. Скоро год, как картину смотрят и активно обсуждают. Продолжает она и брать призы. В нынешнем году это премия в области сатиры и юмора «Золотой Джокер», приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Дублине, главный приз кинофестиваля и приз «Лучшая актерская работа» (Сергею Фетисову) на кинофестивале «Провинциальная Россия» в Ейске. До этого были награды Монреальского, Московского, Лондонского кинофестивалей…
При этом отклики зрителей и критиков о картине самые противоречивые, если не сказать полярные. К примеру, Михаил Задорнов дал отзыв самые лестный: «Посмотрел российский фильм «Рассказы». Это лучшее кино, которое я видел за многие последние годы, включая фильмы Голливуда». А вот мнение кинокритика Бориса Нелепо: «Дело в том, что я вообще не увидел здесь признаков кино, я буду в дальнейшем называть «Рассказы» аудиовизуальным произведением. И, по-моему, это очень симптоматичное аудиовизуальное произведение эпохи Веб 2.0. Поэтому, на мой взгляд, у него нет автора. И, собственно, из-за того, что нет фильма и нет автора, мне кажется, что и обсуждать нечего».
Что ж, полярность суждений – уже признак того, что в фильме что-то есть. В чем секрет его зрительского успеха? Думается, он прост. «Рассказы» – картина очень сегодняшняя, про наши «злобудни». Про бестолковость молодых. Про то, что они книжек не читают и историю страны не знают. Про нужду и беду. Про вездесущих экстрасенсов. Про коррупцию. Про то, что деньги не пахнут…
Композиционно фильм выстроен не без игры. Молодой писатель приносит в издательство рукопись «Рассказы». Принимают ее с вопросом: «А у вас нет романа? Сейчас нужно что-то большое, цельное, про современность». Ага, догадывается проницательный зритель, сейчас эта рукопись окажется «томов весомых тяжелей»! Но нет. «Рассказы» отправляются в мусорную корзину. Оттуда их извлекает девушка-секретарь, дабы полюбопытствовать во время рабочего досуга. Далее рукопись так или иначе оказывается в руках других сотрудников. И каждый, заглядывая в нее, становится персонажем одного из «рассказов». Получается, что фильм сложен из четырех киноновелл.
В «Мире крепежа» будущие молодожены репетируют с тамадой застолье после бракосочетания. Они хотят, чтобы было одновременно и «фэншуйно», и «по-европейски», и «без неожиданностей». Постепенно «рассказ» превращается в абсурд. Его герои репетируют уже не свадьбу, а развод, будущие измены, неустроенность еще не родившихся детей…
«Круговое движение» – история денежной мзды, переходящей из рук в руки и постепенно прирастающей: плата за фиктивный техосмотр, за загранпаспорт без очереди, за поступление в вуз, за операцию, за отмазку от армии, за квартиру, за должность…
«Энергетический кризис» – об участии библиотекаря-экстрасенса в поисках пропавшей девочки. При этом энергетику пожилая женщина черпает от томиков Пушкина на библиотечной полке и теряет силы, когда девочка, чтобы согреться в лесу, разводит костерок из томика Пушкина.
«Возгорится пламя» – история о том, как холостяк в годах встречает девушку – «мимолетное виденье» и у них начинается бурный роман. Но все бесславно завершается, когда холостяк выясняет: девушка полагает, что Дзержинский – писатель, урки – орки, ЧК – «чикса», а дельфин – рыба.
Знакомо? Увы, да. Вот они – наши «злобудни». И это цепляет.