«Театральные встречи на Селигере» — так именовался четырехдневный марафон спектаклей на сцене Осташковского Дома культуры – в этом году впервые за свою историю получили статус межрегионального фестиваля. Для участия в конкурсе сценических представлений на приглашение Тверского областного Дома народного творчества откликнулись коллективы из Псковской, Ивановской, Тульской и Московской областей. А если учесть, что жюри возглавил руководитель центра развития народной культуры Могилевской области Республики Беларусь Олег Хмельков, то не грех намекнуть и на международный статус.
Четыре дня по три-четыре представления – такая загрузка впечатлениями не каждому по плечу. Но осташковский зритель, воспитанный двумя столетиями непрерывной театральной традиции своего города, не знал усталости. Почти все спектакли проходили при аншлагах. Утром – с живой и шумной реакцией детской аудитории, вечером – под благодарные аплодисменты взрослой.
Открытием детской части фестивальной программы стал литературный театр «Корноватка» из города Иваново, существующий уже почти два десятилетия при областной библиотеке. У руководителя и ведущей актрисы театра Ольги Шишкиной – неуемный темперамент и масса обязанностей. Она сама пишет сценарии для представлений (их в текущем репертуаре около тридцати), сама занимается костюмами, музыкальным оформлением и декорациями. Все представления продолжаются 45-50 минут, как школьный урок. Но по форме это всегда не строгое назидание, а веселая игра. Вот и на представлении «У нас на Кузьминках» дети в зале дружно разгадывали загадки, поднимались на сцену, чтобы помочь бабушке и внучке. И даже взрослые под конец с удовольствием и азартом поучаствовали в старинной деревенской забаве. Ольга Шишкина и ее театр заслуженно отмечены специальными дипломами жюри за оригинальность и участие в сохранении и популяризации традиционных форм русской народной культуры.
На другом творческом полюсе оказались два экспериментальных молодежных коллектива из подмосковной Дубны и тульского Новомосковска. Первые продемонстрировали недюжинную творческую (и не только) отвагу, показав представление по трем сценическим новеллам итальянского автора Марио Фратти «Жертвоприношение». В основе сюжетных коллизий каждой новеллы – острые проблемы современного общества: социальное неравенство, преступность, положение ВИЧ-инфицированных людей. Пятеро молодых людей, одетых в одинаковые серые балахоны, играют три маленьких трагедии с минимальным оформлением – мешок опилок на сцене и посредине – условный жертвенник, он же больничная койка, ложе проститутки и постель в жилище преступника. Актеры играют в театральной эстетике Брехта, преодолевающей театр эмоциональный во имя театра интеллектуального. Значительную роль в спектакле играет пластика: персонажи вырываются из течения сюжета ради мимических композиций под музыку знаменитого серба Горана Бреговича.
Гости из Новомосковска представили пьесу современного драматурга Василия Сигарева «Гипнотизер». Анекдотический сюжет о том, как начинающий врач-гипнотизер оказывается приглашенным с необычной целью: узнать у мужа-пьяницы, куда тот спрятал от жены шесть тысяч рублей, трансформируется затем в печальную историю о дефиците любви и уважения среди формально близких людей. Все три роли в спектакле исполнили еще очень юные актеры 17-18 лет от роду. Но те профессиональные навыки, которые ребята получают под руководством актера Новомосковского театра Максима Игнатова, дают возможность им вполне убедительно вживаться в роли своих сорокалетних героев.
И все-таки лучшими спектаклями осташковского фестиваля жюри и зрители признали работы тверских коллективов. Дипломов первой степени были удостоены добротная, отмеченная актерскими удачами постановка двух маленьких комедий Чехова, представленная народным театром областного Дома народного творчества в режиссуре Евгения Ефимова и премьера комедии «Осторожно! На арене хищники» народного театра Осташковского Дома культуры (режиссер Сергей Тихонов). А лауреатами фестиваля стали спектакли «Безымянная звезда» М. Себастьяна (театр-студия «Премьер»), «Вознеси меня» И. Овсянко (театр-студия «Эксперимент» колледжа культуры имени Н.Львова) и «Последняя жертва» А. Островского народного театра из Удомли «Дебют».
Старая грустная комедия румынского автора М. Себастьяна, известная всем по отличной экранизации Михаила Козакова, в исполнении актеров-любителей обрела новые краски. Очаровательная пара молодых героев, колоритные комедийные персонажи – мадемуазель Куку и начальник станции (Александр Рамзин признан за эту роль лучшим актером фестиваля), лощеный авантюрист, уводящий возлюбленную романтического учителя астрономии, его «безымянную звезду», на прежнюю орбиту красавицы-содержанки, оказались ни в чем не похожими на своих кинематографических предшественников, получили оригинальные и очень убедительные актерские трактовки. Спектакль стоило отметить и за яркую и стильную музыку, созданную режиссером и руководителем театра Андреем Коряковым. Несмотря на технические трудности (на скромной по размерам сцене Осташковского ДК не удалось полностью разместить большие и сложные декорации, из-за чего спектакль лишился эффектного финального образа, создававшегося средствами театрального освещения), «Безымянную звезду» зрители приняли безоговорочно. И смех, вспыхивавший в зале, и глубокая тишина в романтических сценах, и гром аплодисментов в финале были заслуженной наградой всем участникам спектакля.
Удомельцы, замахнувшиеся на классическую драматургию Островского, также имели предшественников в кино – фильм Петра Тодоровского, снятый еще 35 лет назад. Но если на экране доминировало сочувствие героине и сюжет разрешался мелодраматическим образом, то режиссер Людмила Касякина нашла в пьесе совершенно иные краски и талантливо перевела финал в гротесковый комедийный регистр. Этот спектакль также отличался точными актерскими красками, особенно у Михаила Зубарева (Флор Федулыч Прибытков) и Светланы Зубаревой, получившей звание лучшей исполнительницы женской роли (Глафира Фирсовна). Спектакль по совести следует назвать также триумфом Жанны Фоминой. Она не только успешно сыграла эпизодическую роль служанки, но и выступила художником по костюмам. Такое великолепие актерских туалетов – стильных, эффектных, не уступающих работам лучших театральных костюмеров страны – зрителям удается увидеть не часто.
Третий лауреат фестиваля, спектакль «Вознеси меня» (он идет также под названием «Тирамису») – в полном смысле слова ансамблевый. Все семь героинь спектакля играют на удивление ровно и точно, отлично существуя в жесткой стилистике «реалити-шоу», придуманной постановщиком Анной Козовой. Тема, поднимаемая пьесой польской женщины-драматурга, сложна и болезненна. Это влияние общества потребления с его культом материального благополучия и финансового успеха на судьбы и личности молодых женщин, вовлеченных в его безжалостные жернова. Это трагедия утраты интимности переживания в обществе, живущем под лозунгом «Всё на продажу». Спектакль, решенный в лаконичной и выразительной, предельно современной манере, особенно пришелся по душе молодым зрителям. Кое-кто в зеркале сцены увидел, быть может, и свои собственные проблемы.
Эксперимент областного Дома народного творчества с расширением круга участников театрального фестиваля следует признать полностью удавшимся. Было приятно наблюдать за общением молодых актеров и режиссеров из разных регионов, видеть их, придирчиво отсматривающих сценические работы новых знакомых. И, конечно, это общение творческих людей обязательно аукнется новыми красками, актерскими и режиссерскими находками в спектаклях, которые нам еще предстоит увидеть на следующих театральных встречах.
Валерий Смирнов, член жюри фестиваля