Безвременно, на 68-м году жизни, скончался известный русский поэт, член Тверского отделения Союза писателей России, автор 15 полновесных поэтических книг, лауреат премии губернатора Тверской области за достижения в области литературы (2010), литературной премии имени Николая Гумилёва (2013), дипломант литературно-общественной премии «Золотая осень» имени С.А. Есенина за утверждение идеалов чести и достоинства в отечественной литературе (2013) Валентин Штубов.
Валентин Николаевич Штубов родился 21 октября 1945 г. в деревне Афонино Бельского района Калининской (Тверской) области. В 1964 г. окончил среднюю школу, служил в армии. В 1969 по 1975 гг. – учеба в Литературном институте имени А.М. Горького на очном и заочном отделениях. Работал техником-технологом Ильичёвского судоремонтного завода Одесской области, библиотекарем, сотрудником ряда газет. Первая публикация – стихотворение «Родник» в альманахе «Литературное эхо» («Московский рабочий», 1966 г.). Его стихи печатались в еженедельнике «Литературная Россия», журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Русская провинция», «Студенческий меридиан», «Техника – молодежи», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Истоки», «Тверь», озвучены по Всесоюзному и Всероссийскому радио. Его стихи включены в антологию «Русская поэзия. ХХI век».
На крутых поворотах истории найти опору можно только в одном – в опыте прошлых поколений. Может быть, поэтому современный читатель жаждет испить из родника национальной истории, сердцем почувствовать пульс времени. И здесь важны не только факты, но и отношение к ним, не только повествование, но и раздумья. В русле этой тенденции и находится творчество Валентина Штубова. Характерны сборники его лирики и поэм «Время поющих соков» (1981) и «Золотые мгновенья поля» (1986), собственное переложение на современный русский язык «Слова о полку Игореве». Большинство его произведений посвящено событиям и образам, связанным с освобождением Руси от иноземного владычества, возрождением жизни после запустенья и застоя.
Великие дела совершаются народом, сплоченным единым порывом, одной мыслью. Поэту удается передать духовный подъем русского народа во время Куликовской битвы в поэме «Двенадцать струн в честь поля Куликова». Здесь есть все, что свойственно поэме в ее традиционном понимании: и воспевающее начало, и героические характеры, и подлинный драматизм. Поэма полифонична. В ней звучат голоса простых воинов, князей и воевод, слово идейного вдохновителя битвы, Сергия Радонежского, гомон врагов, приказы хана. Живописно рассказано о поединке Пересвета с Челубеем. Поэт использует традиционную форму поэмы-песни, с характерными еще для «Слова о полку Игореве» зачином, а в конце – «Славой»: «И во славу Дона – струнушка одна, / И во славу Поля, / И во славу Дня. / И во славу Спаса/ рокот золотой, / И во славу / Часа волюшки святой».
Цикл стихотворений «Золотые мгновенья поля» как бы продолжает поэму, развивает тему памяти. Золотые мгновенья битвы – это взлеты духа: мужества, дружбы, чести: «Где здесь мертвые? Где живое? / Птицы мечутся у леска – / То прощаются души воев / С вольной Родиной на века». На смену героическому подъему приходят мотивы скорби, утрат, состраданья. Но жизнь залечивает раны, высушивает слезы. И строки о глубоких человеческих чувствах любви и верности звучат особенно сердечно. Историческая поэма «За полем Куликовым» повествует о дальнейшей борьбе Руси за национальное освобождение. Поэт от настроений печали и горя, от песни «муки безраздельной» приводит читателя к радостной хороводной, оптимистическому напеву скоморохов: «– Выставляй, кума, калачики, / Не томи в корчаге мед. / Было время поминальщиков, / Ныне наше настает!»
Следует отметить содержательность, емкость стиха В. Штубова. Для него характерны многозначность поэтической картины, образы-символы. Дуб стоял «три столетья к ряду в любую непогодь земли. Его осколки от снарядов – и те обрушить не смогли», но в наши дни его все же сожгла молния – «наружу вылезли осколки. Их и заметила гроза». Конечно, это стихотворение не только о судьбе ветерана, о подточенности его, так сказать, здоровья, но и об избирательности социальных «гроз»: подчас они обрушиваются на самых лучших и стойких. Заставляют задуматься над судьбами человеческого бытия стихотворения «Дот», «Батискаф», «Гарь», «Древо», «В дороге» и другие. Проблемы – человек и природа, память войны, социальная справедливость – решаются здесь в философском плане. Предназначение человека – днем брать свет, а ночью его отдавать.
Впрочем, символика не мешает стихам В. Штубова оставаться вполне конкретными по мысли с выходом в публицистику. И если поэт с горечью пишет: «На месте, где я родился, чужая изба стоит», то отсюда вытекает и страстная отповедь «бездомью», и вполне реальная мечта о возвращении в родные места: «Бездомье равно бесславью. / Все вместе равно стыду. / Но сам я избу поставлю, / И сам я зажгу звезду!»
Надо сказать, что поэту присущ нравственный максимализм, и это привлекательная черта его творчества. Тривиальной стала мысль о том, что свет не может быть без тени, добро – без зла. С этой «диалектикой» поэт не желает мириться: «Вовек не будет равен сердцу нож. / Единства нет меж ложью и любовью. / А умереть должна сегодня ложь».
Поэт отстаивает непреходящие ценности жизни, истории, морали. Те, кто требует от искусства новизны во что бы то ни стало, забывают, что для каждого рождающегося человека мир всегда нов: и его солнце, и синь небес, и первая любовь. Поэт стремится отстоять духовное начало жизни от холодных расчетов, посягательств, прагматизма и конъюнктурности («В железном веке стало меньше ласки…»).
У В. Штубова нет нарочито загадочных стихов, и если он пишет о туманных чувствах, то оказывается, что «туманность – это не туманы, а миллионы чутких звезд!» Свежий яркий образ помогает поэту быть лаконичным, что чаще всего и является мерилом поэтического таланта. Вот как живо, буквально в четырех строках, рисует он картину сенокоса: «И трава живая из росы засмотрелась в зеркальце косы», «Кружат среди чистых облаков / Души золотистые цветков». В едином образе заключена мысль о связи времен и движении в будущее: «Ах, кони мчат!.. Дрожат высоты. / Вокруг полозьев свищет свет. / И превратится в самолетный / На горизонте санный след».
У В. Штубова свой, не заемный голос. Это помогает ему создать оригинальное стихотворение о России, о чем, наверное, мечтает каждый настоящий поэт. Поэт сумел выразить традиционно народное представление о волшебной красоте, скромности и тишине осенних русских полей, передать впечатление от ярких зимних морозных ночей, сказать о необозримых просторах Родины, найдя при этом емкое образное слово: «Как тихо говорят в России – / Когда дыхание полей, / Теплом последним грея крылья, / Колышет в небе журавлей».
Подобную тонкую метафоричность не часто встретишь в современной поэзии. Расхожее и стершееся в «разменной» речи выражение «дыхание полей» поэт воскрешает к жизни, заставляет ощутить читателя дыхание Родины, теплоту ее любви. Удается автору передать и характерные для сегодняшнего дня чувства обновления и свежести: «Весенне говорят в России – / Когда лучи еще легки / И обращаясь к светлой сини, / Берез лепечут языки». Среди значительных явлений поэзии Верхневолжья следует назвать новые книги В. Штубова («Александр Пушкин»: роман в стихах. 2008; «Душа в заветной лире»: стихотворения. 2010, «Русь позвала». Стихотворения, поэмы, драма. 2010, «Улица Победы». Сборник стихотворений. 2010, «Бельские мотивы». Стихи» 2011; «Бабушка веет бруснику». 2012; «Сонетный лес». 2013), в них проявились лучшие черты его таланта. Большинство его произведений посвящено событиям и образам, связанным с детством поэта, малой Родиной. Это стихи о друзьях, об известных поэтах, наставниках, с которыми ему пришлось встретиться на жизненном пути. Поэт обращается к духовным пластам национальной и мировой культуры. Он вступает в диалог с С. Есениным, И. Северяниным, В. Маяковским, Н. Рубцовым, А. Вознесенским, А. Солженицыным, преломляя их творчество через призму современности. «Что есть! Могилы и морщины. / И горько пьяные мужчины – / Конечно, не твое «аи». / Среди лихого самогона, / Не слыша стона или звона, – / Вдали Россиюшка… вдали!» – обращается он, например, к А. Блоку. Яркие, свежие, полные трагизма строки он написал о Великой Отечественной войне: «Дымятся кровавые дали, / Над смыслом куражится ад, / И лица темны у медалей, / Живых не сыскавших солдат». Стихи Штубова лишены ура-патриотизма и бравурности. Вечный огонь на могиле неизвестного солдата не может искупить личной трагедии бойца: «У этого безвестного бойца – / Ни имени, ни званья, ни лица / И вечный пламень, что над ним парит, / Его судьбу, увы, не озарит…»
Поэт воссоздает духовный портрет человека нашего времени. Он рисует целостную картину жизни своего поколения, своей страны. Поэт утверждает чувство любви к Родине:
Душою свет перечувствовать
И в радости и в беде.
Над Родиной кощунствовать
Не дам никому, нигде.
…Иду по дороге чистой.
Путь радостью осиян:
То Родины взор лучистый
Развеял вдали туман.
Подводя итоги своей жизни, своего творчества, поэт вправе был сказать: «Благодарю. Я все-таки сумел / Творить и непогоды не бояться, / Пройти и между струй, и между стрел, / И донести звенящее пространство».
Валерий РЕДЬКИН