Зрители Торжокского района знают и любят творческий коллектив «Слово»
Наверное, у каждого человека однажды возникает потребность рассказать о чем-то важном. О войне и мире. О чести и свободе. О людях, которые рядом в радости и в горе. О выборе. О любви к родной земле.
Сегодня эти темы стали особенно актуальны — год 75-летия Победы овеян ореолом памяти о Великой Отечественной войне. Но только ли в памятных датах дело? Что-то подсказывает: интерес к таким вопросам, определяющим жизненные принципы, с нами надолго. Год-то выдался непростой: много мишуры слетело. А действительно важные вещи остались неизменными.
В Торжке такой диалог поколений ведется с помощью искусства. Театрального. В городе есть нестандартный творческий коллектив: самодеятельный театр «Слово».
Труппа невелика: четыре человека — творческое «ядро», иногда увлеченные горожане участвуют в спектаклях. Так что актерам приходится перевоплощаться, то и дело менять амплуа — и они это успешно делают. Кроме того, театр изначально нацелен на разъездную работу: его спектакли проходят в деревенских школах и сельских библиотеках. Принцип равной доступности культуры на селе и в городе, упор на выездные мероприятия в глубинке, который недавно был обозначен губернатором Игорем Руденей как один из основных моментов культурной стратегии региона, «Слово» реализует вот уже 10 лет.
Ну и наконец, этот театр основал и возглавляет подполковник в отставке, летчик-истребитель Виктор Якименко.
Связь с миром созидания
Вот, кажется, крутой вираж судьбы: где театр — и где военная авиация. Но Виктор Федорович начинает рассказывать…и понимаешь: не так уж велико расстояние между небом и сценой.
Подполковник вспоминает свое детство. Послевоенные годы. Небольшое украинское село. Приезд кинопередвижки или артистов из райцентра был событием. Так что к художественной самодеятельности будущий летчик с детства привык относиться с уважением.
Виктор Федорович на минуту задумывается — словно вглядывается в прошлое.
— А знаете, какое здание первым делом построили в нашем селе после войны? Школу. Люди еще жили в землянках. А школа была центром деревенской жизни. Дети после уроков не спешили из нее уходить. И родители подтягивались. Читали газеты, обсуждали новости, спорили, пели. Школьные спектакли, концерты были частью повседневной жизни. Конечно, я в них участвовал. И ведь привык, творчество стало потребностью.
Потом были дальние гарнизоны: Урал, Оренбуржье, Читинская область. За молодыми офицерами на край света отправлялись жены, некоторые с музыкальным, театральным образованием. Так создавались различные творческие коллективы. В том числе — самодеятельный театр.
— Даже мысли не было, что это искусство — «любительское», «несерьезное». Главное — что это искусство, самая доступная, самая прямая связь с миром созидания, размышления, переворот в душе, возможность задуматься о своей жизни, — вспоминает подполковник.
Найти правильный фокус
Затем служба привела в Торжок, где Виктор Федорович познакомился с Юрием Лозовским, у него и учился режиссерскому мастерству. Тогда Юрий Тимофеевич, светлая ему память ,был режиссером народного театра городского Дома культуры.
В девяностые годы, летчик, военный преподаватель Виктор Якименко вышел на пенсию. Новым полем деятельности стало преподавание.
— После напряженной работы летчика, офицера труд преподавателя поначалу казался просто отпуском. Надо еще чем-то заполнить жизнь, чтобы сохранять прежний тонус и энергию: почему бы не сценой? А на деле оказалось, преподаватель — это непростая работа. Пришлось многому учиться. Если хочешь удерживать внимание студентов — нужен определенный артистизм, умение моделировать различные ситуации и находить правильный фокус для любых событий. Вот знаете, даже один и тот же фильм разные люди смотрят по-разному: у кого-то глаз цепляется за откровенные либо жестокие сцены. А кто-то видит характеры героев, примеры любви, самопожертвования. А в те годы на молодежь обрушилась просто лавина информации, и умение найти верный угол зрения было очень важно. Поэтому игра в народном театре мне помогала, как в эмоциональном, так и в профессиональном плане, — рассказывает мой собеседник.
А в 2010 году сформировался самостоятельный коллектив.
Куда я денусь от военной темы
Сегодня самые популярные пьесы в репертуаре театра «Слово» — «Встреча по-русски», «Детдомовцы», «Дети войны», «Фронтовые подруги», «Один мужик на всё село», «Не стреляйте». Очевидно, что военная тематика режиссеру особенно близка. Это дань прежней профессии?
— Не без того, — улыбается мой собеседник, — Но не только. Вспомните фильм «Аты-баты…» В основу его сценария лег бой у села Тарановка, на Харьковщине, в марте 1943 года. Именно там был совершен легендарный подвиг: 25 красноармейцев под командованием гвардии лейтенанта Петра Широнина несколько дней удерживали немецкую танковую группу.
А в нескольких километрах от того места, на хуторе Высокий, в погребе лежал младенец, которому через десять ней после того боя исполнился год. А мог и не исполниться, если бы тот взвод не устоял. Теперь тому мальчонке почти 79: да, тем ребенком был я. Так куда ж мне деться от военной темы? Я родился на оккупированной гитлеровцами Украине, видел устланные минами поля, а на них — замершие друг против друга в последней схватке танки. Меня воспитывали фронтовики. Я помню, какие приоритеты были в стране после войны: накормить голодных, найти разлученных, отстроить дома. Удивительно ли, что именно об этом я хочу рассказать зрителям?
Мы вам верим
И это находит отклик. Так, первой постановкой «Слова» стал моноспектакль «Встреча по-русски». По сюжету, старожил захваченной фашистами деревни подносит оккупантам хлеб-соль, и подрывает себя и врагов гранатой.
— Закончили мы спектакль…а в зале тишина, — рассказывает руководитель труппы, — Ну делать нечего, выходим на поклон. И… оторопели. Зал встал. А когда мы поклонились, раздались аплодисменты. И не утихали добрых минут пять.
Виктор Федорович спросил потом: а почему такая тишина была в зале сразу после окончания спектакля? И зрители ответили: потому что человек погиб. Это была минута молчания — в память героя пьесы, в память всех, кто вел борьбу с фашизмом на оккупированной территории и жертвовал жизнью.
Кстати, в том зале собрались преимущественно подростки, это они так чутко среагировали. Вообще, школы — самая любимая аудитория театра «Слово». Молодежь всегда искренна, она переживает за происходящее на сцене. А взрослые замечают: «Вас так смотрят, потому что вы разговариваете не театрально — естественно, на одном языке со зрителем. Мы вам верим».
Мы предлагаем подумать
— Это потому что мы рассказываем о том, что сами видели, знаем не понаслышке, — замечает Виктор Федорович, — «Дети войны», «Детдомовцы» — о нашем послевоенном детстве. «Фронтовые подруги» — о наших матерях. «На все село один мужик» — сельская тема многим близка, у каждого жителя района в селе родня есть. «И в радости, и в горе» — это тема взаимоотношений между родителями и выросшими детьми. В основе спектакля пьеса Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню», и действие происходит в США, но мы перенесли события в Россию. «Не стреляйте» — об отношениях соседей. И срабатывает наш принцип – мы никого ничему не учим; мы предлагаем подумать.
Виктор Федорович перечисляет ведущих актрис: Светлана Выдутенко, Татьяна Глава, Ольга Елисеева, Наталья Арутюнян. Он говорит о них так, что видишь молодых, азартных красавиц, одаренных вдохновением, готовых репетировать часами, вживаться в образ. На сцене они таковы. И только потом осознаешь: а ведь это если не единственный, то один из немногих самых «возрастных» коллективов в области. Тут Виктор Фёдорович заминается.
– Боюсь говорить о годах, дамы «поцарапают». Скажу только, что у нас средний возраст 60+. Ну, это из-за меня. Они все молодые ещё. Но мудрость и жизненный опыт есть.
Старость свое берет. А ты не отдавай
Ну как теперь не спросить: в чем, на его взгляд, заключается секрет активного долголетия?
— Я думаю, надо просто жить спокойно, не переживая по поводу старости. Принимать возраст естественно, — говорит мой собеседник, — И продолжать заниматься любимым делом, нужным тебе и другим. У нас сейчас семь спектаклей в работе, мы весь район объездили. Надо еще решать вопрос с помещением. Нас любезно принимает центральная городская библиотека имени В.Ф. Кашковой. Но для хранения реквизита нужен угол, а в библиотеке места нет. Пока «приютил» промышленно-гуманитарный колледж, но вдруг им самим понадобится это помещение? И что тогда будем делать?
А хочется привлечь на сцену больше людей. Ведь все талантливы, только не все о себе это знают, и почему-то стесняются проверить. Хочется сделать серьёзный большой полнометражный спектакль. А возраст… Он свое берет, а вот отдавать своё — не надо…
Маргарита ВАСИЛЬЕВА
Фото из архива торжокской центральной библиотеки им. В.Ф. Кашковой