Откуда есть пошла земля Тверская? Много копий сломано в дискуссиях на этот счет, и однозначного ответа до сих пор нет. Между тем на прошедшей 14 февраля III всероссийской научнопрактической конференции «Исаковские чтения: древнерусское наследие и современность» доцент ТвГУ Сергей Глушков обратился с призывом к общественности Верхневолжья: отметить в 2015 году 1000летие христианства на Тверской земле.
Учитывая болезненное отношение многих историков и краеведов к любым попыткам увеличить возраст Твери, призыв Глушкова, наверное, можно назвать смелым и даже провокационным. Между тем Глушков не собирается спорить с историками и доказывает свою точку зрения с философских и общекультурных позиций. Он задается вопросом: а когда вообще начинается история того, что можно называть тверской культурой?
Как известно, официально признанный властями год основания Твери — 1135й, и не так давно, в 2005 году, отмечалось 870летие нашего города. Но эта дата далеко не бесспорна, так как летописный источник не содержит прямого упоминания о городе (упоминается «тверской гость»). Тверь как город появляется в летописях только с 1208 года. Поэтому большинство историков считает корректной именно эту дату. Кстати, такой точки зрения придерживался и писатель, исследователь древней тверской литературы Владимир Исаков, чье имя сегодня носит конференция «Исаковские чтения».
Но логика рассуждений Глушкова несколько иная. Для него тверская история, тверская культура начинаются с Крещения Руси. Он рассматривает 1015 год не как время основания Твери, а как дату зарождения христианства на Тверской земле. А поскольку наша культура основана на христианстве, эту дату можно считать за отправную точку всей тверской истории.
Почему именно 1015 год? Здесь Глушков ссылается на точку зрения профессора Александра Жгутова. В монографии «Тысячелетняя столица Верхневолжья» Жгутов пытается доказать существование тверского городка кривичей при впадении Тьмаки в Волгу уже в 1015 году. Но эта теория тоже спорна. Поэтому Глушков, в отличие от Жгутова, не говорит о 1015 годе как о дате создания древнего поселения – предшественника Твери. Он рассматривает эту дату более широко – как начало тверской христианской культуры.
– В летописях говорится о знаменитом падении с коня муромского князя Глеба в 1015 году. Причем не просто на Тверской земле, а как раз в той точке, где возникла Тверь, то есть при впадении Тьмаки в Волгу. И через несколько дней этот князь совершил свой мученический подвиг, стал одним из первых русских святых. Это историческое событие действительно связано с нашей землей. Русский святой, который побывал на нашей земле, оставил здесь свой след, и этот след запечатлен в русской летописи. Это первое событие, относящееся к истории христианства, произошедшее на тверской земле. Поэтому уже в следующем году мы вправе отметить 1000летие христианства на Тверской земле, – сказал на «Исаковских чтениях» Сергей Глушков.
Он призвал тверскую культурную общественность оставить споры о том, какое упоминание о дате основания Твери более точное.
– Надо на чемто остановиться. Надо принять эту дату, внутренне, на личностном уровне. Поэтому «Исаковские чтения» кажутся мне удобным моментом, чтобы обратиться ко всей тверской общественности с призывом. Тысяча лет христианству на Тверской земле – у нас есть основания отметить эту дату в 2015 году, – подытожил Глушков.
От редакции. Для «Тверских ведомостей» – газеты, где уделяется большое внимание краеведению, – эта тема очень интересна. Приглашаем краеведов и историков высказаться на страницах нашего издания.
Андрей НИКИТИН
Фото Юрия СУРИНА