В Твери вспоминали композитора, своего земляка Николая Сидельникова
В Тверской филармонии на минувшей неделе прошел концерт, посвященный памяти выдающегося композитора, нашего земляка, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, профессора Московской консерватории, народного артиста России Николая Николаевича Сидельникова. Это был последний филармонический концерт классической музыки в уходящем году, и он надолго запомнится ценителям музыки.
Будет несправедливо говорить, что Сидельников не популярен. У музыкантов он очень даже в почете: его музыку любят и играют с удовольствием, а вот со слушателями хуже. Тем более в Твери.
В этом году композитору исполнилось бы 80 лет. Как верно заметил художественный руководитель филармонии Владимир Боярский, часто получается так, что талантливые люди живут очень мало. Николай Сидельников ушел из жизни в 1992 году, сразу после присвоения ему звания народного артиста России. Ему было всего 62 года.
– Цель этого концерта – возвращение нашему городу имени и музыки Николая Сидельникова, – рассказала одна из его организаторов, музыковед Нина Дроздецкая. – И если мы можем сказать, что имя Сидельникова худобедно в Твери знают, то музыку почти никто не слышал.
– И если бы этот концерт не провела филармония, этого не сделал бы никто, – заметил дирижер Тверской филармонии Андрей Кружков, подготовивший с хором «Русский партес» мощнейшую программу для этого концерта.
Имя Сидельникова действительно слишком громкое, чтобы не знать его. Детство его и юность прошли в Калинине. Он родился в замечательной семье. Мать, Мария Алексеевна (урожденная Сперанская), была певицей. Она училась у знаменитого вокального педагога начала века – Умберто Мазетти. Всю жизнь Мария Алексеевна проработала в Тверском музыкальном училище преподавателем вокала. Отец, Николай Михайлович Сидельников, певец, скрипач, дирижер, был музыкантомпросветителем в самом высоком значении этого слова. Он сыграл выдающуюся роль в музыкальной жизни Калинина. На протяжении ряда лет Николай Михайлович работал музыкальным руководителем в драматическом театре, художественным руководителем в областной филармонии, но главное, в 1926 году он создал первый городской симфонический оркестр и стал его вдохновителем и дирижером. По словам Нины Дроздецкой, «этот оркестр сыграл такую музыку, которую доселе никто в Калинине не слышал».
Отец всю жизнь покупал книги и собрал нотную библиотеку, равной которой в Твери не было. Многие партитуры и оперные клавиры приходили почтой прямо из Германии, например, от издательства «Петерс». К сожалению, судьба библиотеки сложилась не самым лучшим образом. Большая и лучшая часть ее была продана и затерялась гдето на просторах бывшего СССР. Оставшуюся часть родственники передали в нотномузыкальный отдел библиотеки имени Горького.
Сидельниковсын рано начал сочинять, и к семи годам – возрасту, когда ребенка отдают в музыкальную школу, уже неплохо играл на рояле и решал задачки по гармонии из сборника Аренского (а это уровень музыкального училища). После войны музыкальное училище возобновило свою работу, и Николай поступил на фортепианное отделение. Училище он закончил досрочно, а дальше была Московская консерватория – класс композиции у А.Н. Александрова и Е.О. Месснера. Его учителями были Ю.А. Шапорин, А.И. Хачатурян, И.В. Способин, С.С. Григорьев…
После окончания консерватории Сидельников много работает, создает большое количество произведений самых разных жанров. Далеко не все эти произведения были исполнены при жизни композитора. Например, оратория «Смерть поэта» на стихи Лермонтова, написанная в 1976 году, впервые прозвучала в сентябре 1999го в исполнении хора и оркестра Московской консерватории. Его «Духовный концерт», написанный в 1990м, за два года до смерти, на тексты из церковного Обихода, прозвучал на курсах повышения квалификации педагоговхормейстеров в Москве в 1994м и произвел очень глубокое впечатление на слушавших. Что говорить, записей музыки Сидельникова издавалось также крайне мало. В фондах Тверского радио, например, хранятся записи двух вокальных циклов Н.Н. Сидельникова – «Плач царя Давида» и «Видения и кошмары Гамлета» на стихи А. Блока. И всё.
Но вернемся к концерту в филармонии. В нем были исполнены самые яркие и замечательные произведения композитора. По приглашению организаторов в Тверь приехала дочь Николая Сидельникова Анастасия, известная органистка. Она и открыла концерт исполнением необычайной пассакалии для органа. После был вокальный цикл «Видения и кошмары Гамлета», который блестяще исполнил солист Английской национальной оперы Александр Науменко. Несмотря на большое жанровое разнообразие концерта, самым сильным местом было исполнение камерным хором «Русский партес» Духовного концерта № 1, который и закрыл первое отделение. Второе открыли «Танец Ариадны» из знаменитой фортепианной симфонии «Лабиринты» и «Плач царя Давида» в исполнении Александра Науменко и Анастасии Сидельниковой. Нельзя обойти вниманием то, что «Лабиринты» Сидельников написал уже будучи больным.
Нина Дроздецкая, исследователь его творчества, рассказывает:
– Он работал над «Лабиринтами» по шестнадцать часов в день. У него уже были боли, но он хотел успеть до операции. Не успевал, и операцию пришлось переносить. Заканчивал он симфонию, когда у него уже начались кровотечения. Он ложился в больницу, а его ученики отделывали партитуру симфонии. «Лабиринты» он посвятил своему другу, с которым познакомился в Калинине, будучи студентом консерватории, пианисту Григорию Хаймовскому. Операция прошла успешно, но спустя несколько дней оторвался тромб…
Да, были на концерте памяти и кантата «Сокровенны разговоры», посвященная П.И. Чайковскому, и соната, и отрывок из цикла хоровых поэм «Романсеро о любви и смерти» на стихи Федерико Гарсиа Лорки. Это был удивительный концерт! К слову, все артисты в тот вечер выступали без гонорара.
Несмотря на то, что планка стоимости билетов была снижена максимально, зал был все же неполон. Но те, кто пришел в тот вечер в филармонию, не ушли равнодушными. Музыка Сидельникова слишком глубока, чтобы, слушая ее, оставаться безучастным. Мощный отклик концерт вызвал у студентов музыкального училища. Студенты загорелись этой музыкой, рвутся играть, учить Сидельникова, говорят педагоги.
Часто так происходит у нас, что чествуя из года в год зарубежных классиков, популяризуя классическую музыку, мы забываем имена тех, кто рядом, чей вклад в мировое музыкальное наследие не меньше. Почему происходит так, что спустя десятилетия после смерти композитора его малая родина впервые слышит его произведения? Пусть каждый ответит для себя сам.
Андрей ФАДЕЕВ